«Итоговое» выступление Владимира Путина накануне официальной даты голосования по поправкам в Конституцию оказалось оформлено практически как речь полководца перед решающей битвой. Президент прибыл в Ржев, на открытие нового гигантского мемориального комплекса в память о Ржевской битве – и там, стоя в одиночестве на фоне центрального монумента комплекса, фигуры возносящегося в небеса солдата, призвал россиян «сказать свое слово».
Антураж и подтекст в таких случаях имеют значение. Сам комплекс – первый за много лет образец монументальной скульптуры, явная попытка наследовать Вучетичу. В кадре – только Путин, солдат и небо; причем Путин снят немного снизу вверх, они как бы возносятся вместе, составляют единый ансамбль, к зрителю обращается не президент, с ним говорят павшие герои. Памятник, конечно, символизирует мощь исторической памяти, он на заднем плане, а на переднем – президент, уже он защищает солдата и он как будто рядом, равнозначен, но в то же время крупнее, выше памятника (расположенного, между прочим, на холме, но этого не видно).
Идея непосредственной связи победы над Гитлером с необходимостью оставить Владимира Путина у власти получила, таким образом, визуальное воплощение. В Кремле действительно считают, что поправки в Конституцию – это прямое продолжение «неразрывного исторического пути». И как раз сейчас этот путь подвел всех нас к тому моменту, когда наконец-то нужно проголосовать за то, за что шли в бой советские солдаты, то есть за страну, в которой мы будем работать, любить и созидать. Хорошо, что этот момент настал, жаль, что столько лет потрачено зря.
Поправок на самом деле больше двухсот. Наверное, было бы преувеличением сказать, что советские солдаты клали жизни в том числе за то, чтобы бывшие президенты получали право стать пожизненными сенаторами или чтобы в Конституционном суде заседало именно 11, а не 19 судей; но коль скоро все это теперь внесено в список атрибутов нашей уникальной цивилизации, само собой выходит, что желали и этого тоже.