Африка, 1990-е годы. На континенте бушует восемь войн. Миллионы беженцев, разрушенная экономика, распад государственных институтов. К середине десятилетия во многих странах Тропической Африки уровень жизни был намного ниже, чем в 1960-м накануне независимости
Помимо войн и голода над континентом нависала еще одна страшная угроза. Как раз к середине 90-х эпидемия СПИДа в Африке достигла своего апогея. В некоторых странах заражено более 25% населения, а всего в Африке к югу от Сахары болеют 9 миллионов человек.
В это время появилось выражение «афропессимизм». Африканские страны стремительно отставали от других развивающихся стран. Стало популярным понятие «failed state», которое применялось ко многим африканским государствам. Казалось, что надежды нет. Даже те, кто симпатизировал африканцам, не верили, что региону удастся справиться с тяжелейшим кризисом.
Прошло двадцать пять лет – и сегодня мы видим, что прогнозы афропессимистов не оправдались. Войны закончились (на сегодняшний день в Африке всего один полномасштабный вооруженный конфликт – в Ливии). Государственные институты окрепли. Начиная с 2000 года экономика стран Африки растет быстрее многих регионов мира. Однако самая интересная и драматическая история связана с победой – еще не окончательной, но очевидной – над эпидемией СПИДа.
Как вирус захватил Африку
Согласно исследованиям, проведенным в последние несколько лет, вирус иммунодефицита проник в человеческую популяцию именно в Африке. Это случилось в период между 1920-ми и 1940-ми в бассейне реки Конго. Населения в этом регионе немного, контакты между разными общинами ограничены. Поэтому первоначально вирус распространялся очень медленно. К 1970-м он добрался до Киншасы – столицы Демократической Республики Конго (в то время государство Заир), где началась первая зарегистрированная эпидемия.
В 70-е и 80-е вирус быстро распространялся по континенту. Основными переносчиками СПИДа стали водители-дальнобойщики, солдаты, торговцы и, конечно, работницы сферы сексуальных услуг. В 1980-е годы в Уганде более 35% дальнобойщиков и более 30% солдат армии генерала Амина имели положительный статус.