
Схиигумен Сергий (Романов). Фото: youtube.com
Записывая очередное обращение к президенту Владимиру Путину и патриарху Кириллу, схиигумен Среднеуральского женского монастыря Сергий (Романов) вывел свой уже хорошо известный конфликт с окружающим миром на новый уровень. Вероятно, придание этому конфликту политического измерения было с его стороны жестом отчаяния, попыткой таким способом обрести дополнительную защиту в противостоянии официальным церковным властям после низвержения из сана, но дело сделано: схиигумен, потребовавший от Путина сложения президентских полномочий в его, схиигумена, пользу, вольно или невольно превратился в фигуру политическую. Теперь он превентивно назначил своим гонителем Путина, и в случае поражения окажется, можно сказать, «узником совести», а не просто сумасшедшим монахом, двинувшимся на «чипизации».
В чутье Сергию не откажешь. Он умело вплетает в свою речь ссылки на социальные потрясения, критикуя Путина, например, за стариков, которые получают пенсии «в пять раз меньше, чем за границей» (при чем здесь пенсионеры? но Сергий вспоминает о них и приводит в пример почему-то страны Балтии, как будто желая еще больше раздразнить Кремль и подмигнуть либералам). «Хабаровск – это первая ласточка, – в угрожающем ключе продолжает Сергий, имея в виду митинги по поводу ареста губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. – Такие ласточки по всей России живут и летают даже над Кремлем».
Что ж, схиигумен, как видно, не только следит за политической повесткой – он еще и знает, как ее использовать, чтобы если не вызвать сочувствие у тех людей, которые вообще-то являются его непримиримыми идейными оппонентами, то хотя бы склонить их к нейтралитету. Митинги в Хабаровске не связывает с мракобесием церковных ультраконсерваторов ничего, кроме того, что и там, и там люди недовольны центральной властью, причем по разным причинам, однако и этого Сергию достаточно, чтобы изобразить себя частью того же фронта. Церковь – это не только агент правительства, как о ней привыкли думать, это одновременно и самая непримиримая оппозиция, какая только может быть, дает он понять.
В случае со схиигуменом, однозначно на стороне Александра Габышева.
Когда читал Приключения бравого солдата, аналогии с окружающей совдействительностью были слабыми . Сейчас ближе, как полагаете ?
Bravo! Очень остроумная аналогия!
В СССР была фундаментальная религия под названием марксизм-ленинизм, созданная Сталиным, поэтому преследовались все иные религиозные течения, в том числе и коммунистические, называемые троцкизмом. Во время войны Сталин допустил некоторую альтернативу - РПЦ. При этом членство в партии исключало какую-либо религиозность. За венчание или крестины исключали даже из комсомола, но РПЦ присягнула на верность и ее деятельность была сочтена допустимой и даже полезной.
Хрущев, осудивший культ личности, попытался усилить антирелигиозную политику, хотя священников РПЦ при нем не расстреливали и в лагеря не бросали.
Сегодня ситуация совсем иная, никакой идеологии нет, и Конституция РФ с поправками от Путина - не учебник научного коммунизма и не канон веры. Веруйте в кого хотите, но не мешайте управлять и соглашайтесь на роль рабов. Заметим, что раб представляет для владельца некую ценность, поэтому он дает ему хлеб и зрелища, но непокорных порет на конюшне. Отсюда холопство, как форма приспособления к власти.
Што ж, теперь понятно: переход к миру "Дня опричника" будет происходить через движение им. схиигумена Сергия.
Ну и серьезно: протопоп Аввакум, которого Русь XXI века заслужила.
Религиозность в принципе является вызовом монолитному и авторитарному государству, поскольку предполагает большую личную свободу - верить или нет, какого священника выбрать и какую выбрать религиозную общину. Причем этот вызов вовсе не намеренный или осознанно-политический: это, конечно, скорее уход из отвратительной реальности, на которую невозможно повлиять, в такую, где есть шанс на доверие, любовь и поддержку. Эти люди живут не против государства, а мимо государства.