По мере того, как эпидемия коронавируса отступает и в разных регионах страны снимаются жесткие ограничительные меры, становится ясно, что за деньгами в микрофинансовые компании придут многие россияне. Среди них будут как лояльные, уже не раз обращавшиеся в МФО клиенты, так и принципиально новые. И одобрять заявки этих соискателей компании станут по-новому.
За деньгами в МФО придут люди, которым отказали банки. Причин для таких отказов сейчас много. Из-за пандемии некоторые люди стали работать в удаленном формате, лишившись части зарплаты, а кто-то и вовсе попал под сокращение. Многие доходы ушли в так называемую серую зону, и, если раньше банки готовы были закрыть глаза на отсутствие справки по форме 2-НДФЛ, сейчас с этим стало строже. Некоторые кредитные организации перестали принимать в расчет доходы от подработок, даже если человек может подтвердить их по косвенным признакам, например, по выпискам с банковских карт.
Особенно непросто стало получить кредиты сотрудникам сфер туризма, общественного питания, транспорта, непродовольственного ритейла и прочих наиболее пострадавших от кризиса отраслей. По словам министра экономического развития Максима Решетникова, таковых насчитывается 42 и в них заняты 6 млн человек.
Как МФО пережили карантин
Кризис затронул всех. Объем выдачи микрозаймов во втором квартале 2020 года сократился по сравнению с первым на 30%. Это связано с тем, что до 95% офисов МФО, работающих в онлайне, во время пандемии были закрыты. Кроме того, те компании, которые продолжали работу, скорректировали свои скоринговые модели, ужесточив подход к оценке заемщиков.
Из-за резкого падения доходов населения показатель NPL 90+ (ссуды, просроченные на 90 дней и более) у крупнейших микрофинансовых компаний вырос по сравнению с началом 2020 года приблизительно на 5 п.п., следует из последнего отчета Центробанка. Сюда еще не входят займы клиентов, реструктуризованные по закону о кредитных каникулах, поскольку де-юре они не считаются просроченными.
Еще один факт – с начала 2020 года реестр микрофинансовых организаций покинули 90 участников рынка. Причем если раньше ЦБ исключал компании за нарушения, то теперь многие ушли сами. Иными словами, собственники ряда МФО признали, что допустили ошибки при построении своего бизнеса и далее работать им «не по карману».
С другой стороны, в масштабах рынка цифра выбывших не критична – в общей сложности реестр МФО насчитывает около 1,7 тысячи компаний – и среди ушедших нет сколь-нибудь заметных игроков. По прошествии трех месяцев борьбы с пандемией COVID-19 и ее экономическими последствиями можно констатировать, что МФО научились балансировать в условиях новой действительности. По крайней мере, все крупные онлайн-игроки сохраняют прибыльность.