В русской архитектуре есть один очень интересный период. Первые 20 лет правления Петра I. Это время, когда канон европеизации еще не установился, но идеями об устройстве новой русской жизни уже был пропитан воздух. Люди из ближайшего окружения царя пытались выдумать, увидеть эту новую Россию, и часто успевали воплотить свои фантазии в камне. Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга, от 20 октября 1714 года завершит эти фантазии и искания – начнется новая эпоха систематического копирования европейских образцов. Но в Москве и подмосковных усадьбах за эти 20 лет успеют появиться удивительные здания и церкви, которые не похожи ни на что, что было построено до или после.

Сухарева башня

Вивьен де Шатобрен. Вид Сухаревой башни в Москве

В ночь на 8 августа 1689 года 17-летний царь Петр бежал из своей резиденции в Троице-Сергиеву лавру. На следующий день в лавру пришли и его потешные полки. Так началась решающая фаза борьбы за московский трон между молодым Петром и царевной Софьей, его сестрой, правящей в качестве регента. Победу Петра предопределил в том числе переход на его сторону стрельцов. Одним же из первых стрелецких полковников, ушедших из Москвы в Троицу, был Лаврентий Панкратьев, сын Сухарев.

Полк Сухарева нес службу по охране Сретенских ворот Земляного вала. И в качестве награды за верную службу Петр приказал построить новые Сретенские ворота. Такие, чтобы показать стрельцам, как о них печется и заботится новый государь. Проект был разработан русским архитектором Михаилом Чоглоковым, и эти ворота стали первым зданием, обозначающим новую эпоху в русской архитектуре и культуре.