В Подмосковье много удивительных мест, в которых сохранились выдающиеся памятники русской архитектуры: Можайск, Волоколамск, Дмитров, Серпухов, Коломна, Звенигород. Немало и выдающихся монастырей. Про Троице-Сергиеву лавру, Новоиерусалимский или Иосифо-Волоцкий монастыри знают все. Николо-Пешношский, например, монастырь (в Дмитровском районе) знают меньше, но там, кроме всего прочего, сохранились собор и колокольня XVI века (вернее — основание колокольни с поздней надстройкой).

Не сегодня речь пойдет не о городах и монастырях, а о шедеврах русской архитектуры, разбросанных по никому не известным селам. Причем совсем недалеко от Москвы.

Преображенская церковь, село Остров

Преображенская церковь, село Остров. Фото: wikimedia

От метро «Зябликово» до села Остров всего 15 км. По Каширскому, а потом по Володарскому шоссе. И там вас ждет настоящее чудо. Шатровая белокаменная церковь XVI века. Да, именно белокаменная и шатровая. Сочетание удивительное и небывалое, да еще и в XVI веке (об одном исключении мы будем говорить ниже), когда белокаменное строительство в Москве было полностью вытеснено кирпичом.

Мы уже писали о том, как через белокаменное зодчество на Владимиро-Суздальской земле создавалась новая Россия. И для Москвы — прямой наследницы Владимирско-Суздальского княжества — строительство из белого камня было до XV века вещью почти обязательной. Из белого камня строить намного дороже, заметно сложнее, а главное, чем больше размер храма, тем сложнее удержать надежность конструкции. Но это же белый камень, тот самый, из которого построены великие храмы в Переславле, Кидекше, Юрьеве-Польском, Владимире, Ростове и Суздале! Впрочем, большие храмы в Ростове и Суздале уже к XV веку начали рушиться и требовали перестройки. И когда в 1472-м в московском Кремле заложили Успенский собор, то полагали его строить, конечно, из белого камня.

Строили его русские мастера Кривцов и Мышкин под руководством Василия Ермолина. Но на этапе возведения сводов храм обрушился. Заказчику — царю Ивану III — это совсем не понравилось, и достраивать храм он пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. В итоге тот сохранил белокаменный остов, но столпы, своды и барабаны главы были сделаны уже из кирпича. Впрочем, Фьораванти так организовал кирпичную кладку, что она внешне была очень похожа на белокаменную.