Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

– Я ему говорю, объясняю, наказываю, а он все равно не слушается и все делает по-своему! Как заставить его слушаться?

– А сколько лет ребенку?

– Уже два!

«Это типичный диалог на консультации детского психолога, – рассказывает руководитель службы психологической помощи детям и подросткам, соучредитель центра “ДАР” нейропсихолог Татьяна Колчева. – А ведь в этом возрасте малыш еще не умеет управлять своими эмоциями, не может просчитать последствий своего поступка, далеко не всегда может сопоставить прошлый опыт с текущей ситуацией».

Все это легко укладывается в слова, которыми окружающие часто пытаются успокоить родителей: «Он же еще маленький, он не понимает». Но мама или папа, привыкшие проводить со своим чадом круглые сутки и знающие его сильные стороны, уверенно парируют: «Все он понимает, просто манипулирует».

Однако исследования последних десятилетий говорят о том, что это все-таки не так. Малыш может учить стихи, строить логические цепочки, находить дорогу домой, помнить свой адрес, даже читать и писать – и все-таки его мозг совсем не похож на мозг взрослого человека. Причем он не «недоразвит» и не «недовзрослый», он просто другой. Взрослые впадают в ярость, кричат, могут даже ударить: ведь сын же «назло» разбросал игрушки перед отъездом в отпуск, дочь «специально» съела все конфеты, зная, что придут гости. Но они не специально, не назло и не манипулируя. Просто они думают совсем по-другому.