Система образования Финляндии считается одной из самых передовых. Ее феноменом восхищаются без малого два десятка лет: с начала тысячелетия она лидирует в тестах Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Program for International Student Assessment, PISA). Однако по результатам 2018 года (опубликованы 3 декабря) она сдала свои позиции. Финские учащиеся в целом показали хорошие результаты, но стали лучшими только в чтении. В последнее время они почти во всем уступают вундеркиндам из Азии.
Финскую образовательную систему тем не менее продолжают хвалить. Многие учителя и государственные деятели надеются найти в ней решение всех проблем, а британские политики даже хотят перенять ее принципы. Так ли она эффективна на самом деле?
Немного статистики
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит исследования в виде тестов PISA раз в три года. Первое состоялось в 2000 году. Тогда финские дети были на высоте в математике и естественных науках и оказались на первом месте в чтении. Три года спустя они лидировали в математике. К 2006 году Финляндия была первой среди 57 стран по математике и науке. По результатам 2009 года финские школьники заняли второе место в науке, стали третьими в чтении и шестыми в математике среди почти полумиллиона учащихся во всем мире.
Но постепенно Финляндия начала уступать другим странам. В период между 2006 и 2012 годами результаты финских учащихся по естественным наукам, чтению и математике стремительно падали: на 18, 23 и 29 пунктов соответственно. В 2015 году показатели продолжали ухудшаться, в то время как другие лидеры теста PISA демонстрировали относительно стабильный результат. Почему? Некоторые относят спад эффективности на счет реформы образования, которая стартовала в финских школах в 2015 году.