Сегодня весь мир, по сути, участвует в глобальном эксперименте по внедрению дистанционного образования – на конец марта, по подсчетам ЮНЕСКО, почти 1,4 млрд человек обучаются на дому (это 80% от общего числа учащихся по всему миру). 39 стран закрыли школы и университеты, еще 22 страны объявили о частичном закрытии учебных заведений. Такой эксперимент способен повлиять на саму идею образования и сформировать то, как будет выглядеть обучение в XXI веке. Помимо прочего, пандемия заставляет педагогов, родителей и учащихся критически мыслить, проявлять творческий подход и гибкость, больше общаться и сотрудничать.
«Это великий момент для образования», – приводит Quartz слова Андреаса Шляйхера, руководителя отдела образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По его мнению, с исчезновением бюрократической волокиты люди стали находить решения, которые раньше не замечали. Учащиеся берут на себя ответственность за свое обучение, лучше понимают, что им нужно, что им нравится и какая поддержка им нужна. Обучение будет персонализироваться, даже если окружающие ученика системы в технологическом плане пока на это не способны. По словам Шляйхера, «джинна теперь не затолкать обратно в бутылку».
Однако эти радужные перспективы омрачены некоторыми существенными недостатками. COVID-19 обнажил неравенство в системе образования, показал неспособность многих школьников учиться самостоятельно: требуется техника, социальная поддержка и квалифицированные кадры. Оказалось, школа предоставляет не только обучение, а бот вряд ли заменит даже самого заурядного учителя.
Один из таких недостатков – цифровое неравенство. Дети, не имеющие нужных устройств или надежного подключения к интернету, оказались отрезаны от учебы.