Сегодня весь мир, по сути, участвует в глобальном эксперименте по внедрению дистанционного образования – на конец марта, по подсчетам ЮНЕСКО, почти 1,4 млрд человек обучаются на дому (это 80% от общего числа учащихся по всему миру). 39 стран закрыли школы и университеты, еще 22 страны объявили о частичном закрытии учебных заведений. Такой эксперимент способен повлиять на саму идею образования и сформировать то, как будет выглядеть обучение в XXI веке. Помимо прочего, пандемия заставляет педагогов, родителей и учащихся критически мыслить, проявлять творческий подход и гибкость, больше общаться и сотрудничать.
«Это великий момент для образования», – приводит Quartz слова Андреаса Шляйхера, руководителя отдела образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По его мнению, с исчезновением бюрократической волокиты люди стали находить решения, которые раньше не замечали. Учащиеся берут на себя ответственность за свое обучение, лучше понимают, что им нужно, что им нравится и какая поддержка им нужна. Обучение будет персонализироваться, даже если окружающие ученика системы в технологическом плане пока на это не способны. По словам Шляйхера, «джинна теперь не затолкать обратно в бутылку».
Однако эти радужные перспективы омрачены некоторыми существенными недостатками. COVID-19 обнажил неравенство в системе образования, показал неспособность многих школьников учиться самостоятельно: требуется техника, социальная поддержка и квалифицированные кадры. Оказалось, школа предоставляет не только обучение, а бот вряд ли заменит даже самого заурядного учителя.
Один из таких недостатков – цифровое неравенство. Дети, не имеющие нужных устройств или надежного подключения к интернету, оказались отрезаны от учебы.
Сначала нужно в соответствии с новыми условиями полностью изменить всю методику, а потом анализировать результат. Читать лекции по видеосвязи в прямом эфире - это пародия на дистанционное образование.
Обычная школа развивалась столетиями, и до сих пор развивается, а вы хотите через пару месяцев сделать какие-то выводы о массовом дистанционном обучении
Мой ребенок воспринимает информацию через тактильные каналы. Особенно это важно при обучении игре на виолончели. Дистанционные уроки совсем не эффективны, даже никак для нас невозможны. Как можно взять дистанционно за руку, аккуратно положить смычок, показать, какое давление пальцем должно быть на струну....
"Если вы не знаете, как учиться самостоятельно, не умеете управлять своим временем, если нет внутренней мотивации, успеха не достичь" - по моему опыту среди студентов в Германии это сейчас самая главная проблема, причём проблема довольно серьёзная, в нашем институте отстаёт как минимум больше половины учеников. Соответственно, распространены плохое настроение, фрустрация, недовольство самим собой; местами даже симптомы (лёгкой) депрессии имеют имеют место быть. При этом проблемы с доступом к широкополосному интернету и/или с владением технической грамотностью тоже наблюдаются, причём как у студентов, так и среди преподавателей, и гораздо чаще, чем можно было бы себе представить.
Вы описали симптомы "цифровой зависимости" (см., например, у Купатова). Избыточное потребление информации.
Дочка - учитель, работает с учениками начальной школы, а также учениками 5-го и 6-го класса. Оказалось, что тут у нее есть две проблемы:
Первая. Многие дети плохо понимают объяснения, значительно хуже, чем в классе, только единицы способны учиться удаленно.
Второе. Труд становится намного тяжелее, так как устает намного больше, чем работая в классе, при этом не совсем довольна полученным результатом.
Жена работает удаленно со взрослыми и наблюдает те же проблемы. Если результат все-таки неплохой, хотя и хуже, чем при живом контакте, то усталость намного выше.
В целом школьники и студенты при дистанционном обучении получат серьезный ущерб своим знаниям: станут недоучками, за исключением тех, кто может учиться самостоятельно.
Вывод. Если хотим, чтобы дети получили хорошее образование, нужно общение учителя (преподавателя) с учеником. Дистанционное обучение возможно только в старших классах, и то не для всех.
Сочувствую - с группами в онлайн работать труднее, особенно если не было ранее такого опыта. Но есть технологии zoom breakout rooms и white board, чтобы координировать совместную работу студентов; Google Doc для выполнения и проверки письменных заданий и огромное количество приложений для самостоятельной работы, правда знаю только англоязычные. Для школьных учителей есть очень хороший ресурс https://www.edutopia.org/. Я из него для обучения взрослых много интересного заимствую. К тому же и дети, и студенты прекрасно умеют пользоваться соцсетями. Их можно задействовать для проектной работы, обмена полезной информацией, изучения правил сетевых этикета и безопасности. Положительная черта дистанционного обучения в том, что после возвращения в оффлайн преподаватели смогут воспользоваться новыми технологиями и ресурсами, чтобы сделать занятия интереснее, а студентов более мотивированными.
У дочки zoom есть, но 7-8 летние дети не очень хорошо себя чувствуют: соображают и понимают намного хуже, чем в классе. С детьми постарше ситуация улучшается.
Так ведь никто и не сомневается, что в краткосрочной перспективе систему обучения ждут убытки и проблемы. Вопрос в том - что будет в перспективе долгосрочной. Спойлер - когда учеба станет дистанционной, одни способы и институты уйдут, другие изменятся, третьи появятся. Так всегда бывает при смене модели, непонятно, почему в этот раз будет иначе.
Насчет цифрового неравенства. Пандемия когда-нибудь кончится. Ещё один спойлер - все эпидемии заканчиваются. Почему после восстановления нормальных условий нужно всем переходить на цифру? Переходить нужно там, где есть условия. В конце концов, традиционные школы тоже неодинаковы. Вряд ли можно сравнивать школы в США и Бангладеш - и по уровню получаемых знаний, и по уровню заботы об учениках. Это реальность, и с введением дистанционного образования вряд ли что-то изменится. Может, это и нехорошо (даже точно - нехорошо), но глупо на систему образования накладывать задачи установления всеобщей справедливости.
Про социализацию - вопрос особый. Без неё человечество определённо не останется, поскольку человек - существо социальное. Но она, конечно, изменится. Да она уже изменилась. У меня в юности все друзья-приятели были из класса или со двора, а уже у моих детей - большинство из интернета. Так и будет продолжаться, по-видимому. Что в этом нового?
Проблемы, безусловно, появляются и появятся ещё. Ну так это закон природы - новые возможности решают старые проблемы и вызывают новые.
Еще несколько лет назад узнала от американской коллеги, что в ее штате (часть Heartland) широкополосный интернет недоступен, либо слишком дорог. Чтобы проводить занятия онлайн, она ходит в местную библиотеку. Если в богатейшей стране мира есть такая проблема, что говорить о России или бедных странах. Мой недавний студент учит детей в лагере для беженцев в Ливане, где карантин был объявлен раньше, чем у нас. У многих учеников родители - полуграмотные, они не могут помочь с уроками. У них на семью один дешевый смартфон, и свет часто отключают. Пандемия просто обнажила проблемы бедности и цифрового неравенства. Хорошо, что наконец осознали важность труда учителей, почти везде низкооплачиваемой категории населения. Некоторые родители до недавних пор считали школу камерой хранения для детей, пока сами на работе. Вскрылась и другая проблема - многие учителя до сих пор по старинке полагаются на бумажные учебники, а органы управления образованием не умели или не хотели внедрять новые материалы, платформы и технические средства, обеспечивать непрерывное повышение квалификации учителей до наступления кризиса.
Если к лету режим изоляции облегчат, хорошо бы учебный год продлить. Но учителям тоже нужен отдых. Может, тогда и смогут преодолеть инерционность системы образования и привлечь студентов и волонтеров в качестве ассистентов учителей.
"Если к лету режим изоляции облегчат, хорошо бы учебный год продлить."
Оу, ноу!!
Отдых нужен не только учителям)
Это так, только у нас самые длинные каникулы в Европе. Не у всех есть дача, отпуск с поездками в этом году накрылся у всех.
труд медиков и учителей, безусловно, будет переоценен в свете массового понимания, насколько это, оказывается, важно для большинства.