Александр Либерман. Время. Иллюстрация: wikipedia.org

Александр Либерман. Время. Иллюстрация: wikipedia.org

Ни для кого не секрет, что чувство времени – ужасно субъективная вещь. Эмоции, звуки, происходящие с нами события, наш опыт и возраст могут замедлять или наоборот ускорять течение минут. Угрожающие стимулы (изображения пауков или злобных лиц) воспринимаются нами как что-то более длительное, чем позитивные (картинки с бабочками или улыбающимися людьми), и всем понятно: если смотреть на чайник, он никогда не закипит, зато время летит незаметно, когда мы чем-то увлечены. Но почему все это происходит?

Кажущаяся текучесть времени занимает ученых более 150 лет. Десятилетиями предполагалось, что в голове человека есть некая зона, отвечающая за чувство времени – что-то вроде хронометра, который или верно синхронизировался с реальностью, или запаздывал и спешил в зависимости от нашего уровня внимания, эмоций, физиологического состояния и т.п. Благодаря новым технологиям, таким как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), исследователи заключили, что никакой специальной структуры, отдельного «временного центра» нет – в процесс вовлечены многие участки мозга. Вероятно, из-за этого наше восприятие времени так переменчиво – на него могут влиять разные типы факторов, обрабатываемые, соответственно, в разных частях мозга.

Недавно вышло сразу две работы от разных групп ученых, которые частично объясняют текучесть времени в нашем восприятии. Одна доказывает, что многое зависит от ментальной системы поощрений, а авторы другой считают, что виноваты специальные чувствительные ко времени нейроны, которые могут устать, как и все мы.

Эти публикации появились с интервалом в месяц. В обоих случаях ученые тестировали разные теории и обнаружили связанную с хронометражем активность в разных частях мозга. Однако общий итог этих открытий один: восприятие времени – продукт активности нашего невероятного и несовершенного мозга, а значит, им можно манипулировать.