Полиция возле базилики Нотр-Дам-де-Нис, где произошло нападение вооруженного ножом неизвестного на людей, Ницца. Фото: Sebastien Nogier / EPA / TASS

Полиция возле базилики Нотр-Дам-де-Нис, где произошло нападение вооруженного ножом неизвестного на людей, Ницца. Фото: Sebastien Nogier / EPA / TASS

Новый ужасный теракт во Франции. Три человека погибли в Ницце при атаке исламского террориста в базилике Notre-Dame de Nice. Несмотря на все усилия по поиску решения проблемы радикального ислама, она представляется все более острой и глубокой. Более того, есть ощущение, что ход событий ведет постоянно на новый уровень эскалации, в котором все участники, даже с репутацией умеренных, соглашаются на роли все более и более непримиримых противников.

После варварского убийства французского учителя мир вновь вспомнил о карикатурах на пророка. На траурной церемонии прощания с Самюэлем Пати Эмманюэль Макрон сказал следующее: «Мы не откажемся от карикатур, от рисунков, даже если другие отступят». Закончил он свое выступление так: «Да, мы будем продолжать нашу борьбу за разум и свободу, символом которой вы отныне являетесь, потому что это наш долг перед вами, наш долг перед самими собой, потому что во Франции, учитель, Просвещение не погаснет никогда».

Если оставить за скобками пафос, простительный в этом случае, и рассматривать только содержание речи, то будет ясно, что она отнюдь не была направлена против ислама, включая его радикальные течения, о которых Макрон даже не упоминал, посвятив все выступление Самюэлю Пати. Очевидно, он не призывал продолжать публикации карикатур, это вообще не относится к компетенции правительства. Речь шла о свободных ценностях светского государства, преподавание которых во французской школе является фундаментальным элементом образования и не подлежит обсуждению.

Можно допустить, что данная концепция не подходит сегодня для многих мусульманских стран, где ислам или составляет основу государства, или очень тесно вплетен в его структуры. Они имеют право строить свою жизнь как угодно. Гражданам этих стран трудно поверить, что кто-то во Франции рисует карикатуры без ведома президента, что правительство не может их немедленно запретить. Они реагируют так, как будто Макрон сам занялся рисованием. Но руководству этих стран, в частности, Турции, европейские принципы разделения религии и государства должны быть известны (их прекрасно знал еще Ататюрк), и несколько выступлений Реджепа Эрдогана подряд с оскорбительными выпадами в адрес лично Макрона, с обвинениями в адрес Европы в преследовании мусульман не могут объясняться плохой информированностью или непониманием сути вопроса. Он мог бы промолчать, но предпочел пойти на обострение.