М.С. Сарьян. Потрет Ивана Щукина. 1911. Частное собрание, Санкт-Петербург. Ранее – собрание И.Д. Афанасьева, Ленинград

М.С. Сарьян. Потрет Ивана Щукина. 1911. Частное собрание, Санкт-Петербург. Ранее – собрание И.Д. Афанасьева, Ленинград

Художественный сезон в Петербурге, как и везде, хромает, но несколько важных событий выстроились в этом году в одну линию. Полгода с июня по декабрь продлилась выставка «Художники и коллекционеры – Русскому музею» к 125-летнему юбилею музея, где современное искусство получило место в Мраморном дворце. В конце ноября K Gallery представила двухтомник «Коллекционеры. ХХ век», подготовленный основателем галереи Владимиром Березовским, и выставку, ставшую дайджестом этой большой работы. Еще на двух выставках – в галерее Anna Nova и пространстве «ДК Громов» – публика оценила возможности частных собраний современного искусства.

Из первых рук

Долгое время «коллекционирование» шло в семантической связке с «хобби» – странным образом об этом напомнил 2020 год. Под запретом оказались многие привычные места, в их число попали и музеи, и даже целые страны, зато приоткрылось все бывшее прежде закрытым и внутренним: так, студентам и преподавателям теперь видна домашняя обстановка друг друга. С этой вывернутой наизнанку публичностью приходится считаться. Пропорция явного и тайного, всегда бывшая важной в деле коллекционирования произведений искусства, за прошедшее десятилетие успела сильно сместиться. Если покупки клиентов лондонских аукционных домов становятся известны постфактум с согласия обладателей шедевров, то коллекционеры, собирающие работы наших современников, демократичны в духе предмета интересов и охотно объединяются в клуб. Хотя в 2010-е все чаще начинают собирать «по любви», в покупке у начинающего и уже зарекомендовавшего себя художника есть азарт. Получить работы, сделанные еще без галерейного диктата и свободные от неизбежного рыночного форматирования, – коллекционерская удача.