Кинотеатр в городе Цюйфу, Китай

Кинотеатр в городе Цюйфу, Китай

Фото: Vmenkov / wikipedia.org

Двадцать пять лет назад Китай был интересен Голливуду только как место, где можно дешево производить игрушки и футболки по мотивам самых крупных фильмов. Он просто не мог быть достаточно масштабным рынком из-за маленького количества кинотеатров и правительственной цензуры, которая не допускала западные фильмы к прокату.

Однако в 2000-е годы ситуация резко изменилась. Государство стало стимулировать внутреннее потребление товаров и услуг, и кино превратилось в один из главных драйверов его экономического роста. Китайская публика сходила с ума по голливудским фильмам, особенно по крупнобюджетным франшизам. По мере того как правительство все больше допускало их к прокату, число кинотеатров росло бешеными темпами. К 2014 году в Китае открывалось по 18 новых кинотеатров в день.

В 2005 году самый кассовый голливудский фильм в Китае, «Гарри Поттер и Кубок Огня», собрал $11,7 миллиона. В 2017 году восьмой «Форсаж» собрал уже $392 миллиона. Общие кассовые сборы взлетели с $248 миллионов в 2005 году до $6,6 миллиарда в 2016 году. Китай стал вторым кинорынком в мире, и эксперты предсказывали, что скоро он превзойдет Соединенные Штаты и станет номером один. Некоторые американские фильмы, в том числе экранизация видеоигры Warcraft и два последних продолжения серии «Форсаж», заработали в Китае даже больше, чем в Соединенных Штатах.

Будущее Голливуда в значительной степени будет написано Китаем. И чтобы понять, как это произошло, американский журналист Бен Фритц, автор книги «Битва за прокат. Как легендарные франшизы убивают оригинальность в Голливуде» (выходит в издательстве Бомбора) обращается к истории китайского кинобизнеса и технологии IMAX. С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Способный ученик. Как изменились отношения Китая с Голливудом».