Со-основательница каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова рассказала Republic, как начинался проект, почему владельцы собственных машин превращаются в заядлых каршероводов и как вообще Россия стала мировым лидером в сфере каршеринга.
– На сайте BelkaCar написано, что вы и ваш партнер Елена Мурадова решили запустить в Москве каршеринг в 2013 году, после обучения в Стартап-академии Сколково. Вы вдохновлялись опытом Милана, где ждала ваша однокурсница по Калифорнийскому университету Лориана Сардар. Можете рассказать подробнее, как это было?
– С Леной и Лорой мы вместе получали MBA в Калифорнийском университете. А в Сколково я ездила по выходным послушать умных людей: там проходили лекции Варданяна, Мовчана… И вот однажды встретила там американца, который начал рассказывать о Стартап-академии, предпринимательстве, о том, как запустить свой стартап. А я в этом вообще ничего не понимала. Но оставила ему свои контакты, потом мне перезвонили и убедили пойти к ним учиться.
Я к этому вообще не была готова. Обучение начиналось уже через 10 дней, а у меня даже не было на руках полной суммы, чтобы за него заплатить – это стоило 600 000 руб за 3 месяца. Я тогда простым маркетологом работала. Пришлось брать кредит в банке, было отделение прямо в Сколково для таких отморозков, как я. В общем, я начала учиться и попала в стартап-сообщество. Оказалось, что это очень активные люди, просто сумасшедшие. Все бегали с какими-то идеями, проектами, питч-сессиями… Половину слов я вообще не понимала. Первый месяц смотрела на все это и депрессовала. А потом стала искать идею для своего стартапа.
Первая идея была сделать проект в сфере онлайн-образования. Потому что у меня мама преподаватель. А потом Лена рассказала, что в Милане, где живет Лора, развивается каршеринг. Мы созвонились втроем, и в голове щелкнуло: это идея для нас, надо делать.
– Но Москва – не Милан: другие масштабы, другие потребительские привычки, даже другой климат. Почему вы были уверены, что идея каршеринга здесь «выстрелит»?
– Для этого были все предпосылки. То что население у нас в несколько раз больше – это как раз хорошо. Москва уже тогда задыхалась от пробок, начали появляться платные парковки. Так что у меня с самого начала даже сомнений не было, что проект «выстрелит».