В июле 2000 года Библиотека Конгресса США завершила полное сканирование стеклянных негативов из коллекции фотоматериалов, созданных в начале ХХ века Сергеем Прокудиным-Горским, и выложила их в открытый доступ. Там в общей сложности 1902 тройных негатива (Прокудин-Горский использовал технику тройного цветоделения) и приложенные к ним цветные изображения «грубого компьютерного сведения».

Итак, 1902 цветные фотографии России 1904–1916 годов. А если к ним прибавить еще 90 открыток, изданных «Общиной святой Евгении» в 1905 году, а также фотографии-иллюстрации к книгам, вышедшим с 1909-го по 1916 год, то наберется более 2 тысяч цветных снимков самых разных мест России. То есть мы сейчас, спасибо Библиотеке Конгресса США и современным цифровым технологиям, можем видеть, как выглядела наша страна в цвете 100 лет назад.

Разумеется, при всем уважении к новым технологиям и Библиотеке Конгресса США, спасибо надо сказать в первую очередь великому русскому человеку Сергеею Михайловичу Прокудину-Горскому. Мало того, что он был одним из создателей новой технологии цветной съемки, он буквально совершил подвиг, объездив огромную территорию Российской империи от Кавказа до Урала, от Соловков до Средней Азии. А кроме того, он объехал почти все старые русские города, забирался в вологодскую и костромскую глухомань, снимал соборы и монастыри, деревенские церкви и маленькие часовни. Ну, а потом, в 20-е годы сумел вывезти большую часть коллекции своих снимков (тех самых тройных негативов) из России. В Библиотеку Конгресса США все это продали после его смерти наследники.

С. М. Прокудин-Горский. Вид на г. Тобольск с колокольни Преображенской церкви. 1912 год. Именно в таком виде, с полосками по краям, фотографии и выложены в Библиотеке Конгресса США. Такой результат получается при «грубом сведении». Чтобы добиться полноценных снимков, нужна реставрация. Не в смысле – докрасить в фотошопе, а скрупулезно вывести из негативов выложенных там же на сайте, те реальные цвета, которые запечатлел Прокудин-Горский. Ниже будут именно реставрированные фотографии с указанием имени реставратора.

А потому мы в нашем проекте уже много раз использовали его фотографии – говорить сегодня о старой России и не использовать работы Прокудина-Горского почти невозможно. Потому что это красиво и эффектно, а главное – это создает другой масштаб восприятия. Одно дело – смотреть на церковь и думать о ее древности, а другое – видеть ее стоящей тут 100 лет назад, живой и нарядной. Такой же, как сейчас, но в совершенно другом мире.

Впрочем, есть еще один очень важный смысл фотографий Прокудина-Горского. Цветная картинка дает уникальную возможность увидеть, насколько по-разному мир начала ХХ века и наш сегодняшний мир воспринимают церковную древность. Какими представлениями о красоте руководствуются, какие религиозные и эстетические ценности утверждают.