Мы тут на «Cевере» много писали про памятники русской архитектуры XII-XVI веков и, конечно, еще будем писать, удивляться и восхищаться. Редкое наше везение в том, что они были и что многие из них сохранились. Но настоящий расцвет русского зодчества – XVII век. Именно XVII век создает картину древнерусской архитектуры как массовой и как актуальной (окружающей нас).

Так вот, в основе всего этого богатства лежит противостояние двух городов: Москвы и Ярославля. Именно в Москве и в Ярославле было построено самое большое количество каменных церквей: в Москве около 200, а в Ярославле около 60 (для сравнения в Вологде, Нижнем и Казани, которые замыкают топ-5 русских городов по количеству построенных в XVII веке каменных храмов, не больше 25). Именно здесь появились и развивались две противопоставленные друг другу архитектурные школы, которые определили облик всей русской архитектуры в этом столетии.

Почему Москва, в общем, понятно без особых объяснений. Столица.

А вот почему Ярославль, коротко все-таки поясним. Уже в конце XVI века Ярославль стал крупнейшим торговым центром. Он оказался на перекрестье важнейших торговых путей: на север в Архангельск – главный путь торговли с Европой, «открытый» в XVI веке; и на Юг по Волге и далее в Каспийское море и Персию. Даже на Восток в Сибирь многие торговые пути тоже шли тогда через Ярославль. Более того, во время смуты Ярославль стал не только торговым, но и политическим центром. Именно в Ярославле была ставка второго ополчения, именно из Ярославля оно двинулось на Москву. При этом Ярославль даже не был епархиальным центром – резиденция митрополита Ростовского и Ярославского была в Ростове.

То есть в архитектурной битве XVII века сошлись державная и торговая столицы России