Банк России. www.finmagazine.ru

Банк России. www.finmagazine.ru

«Добрый день, беспокоит служба безопасности банка. По вашему счету была совершена подозрительная операция». Знакомо? До боли. Телефонные мошенники стали частью жизни каждого, у кого есть карта в банке и сотовый телефон. Мы заносим один номер в черный список – звонят с другого. Жалуемся в банк – представляются сотрудниками кредитных бюро, правоохранительных органов, ЦБ. Отказываемся сообщить данные карты – понарошку переводят нам деньги сами и просят вернуть их обратно или представляются родственниками, попавшими в беду. Мошенники добрались даже до главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной! И она в интервью RTVI призналась, что те были убедительны: «Хочется доверять, что называется».

До сих пор банки в основном подходили к проблеме с технической стороны, анонсируя новые антифрод-системы и совместные сервисы с операторами связи. А некоторые, как выяснили «Деньги», готовы даже платить вознаграждение за информацию о мошенниках. Действительно ли на этом можно заработать? И помогут ли такие способы справиться с телефонным мошенничеством, которое за последний год в России достигло небывалых масштабов?

В марте клиенты Альфа-банка получили почтовую рассылку и оповещение в мобильном приложении: банк запустил программу вознаграждения за информацию, которая позволит полиции найти телефонных мошенников. Помочь могут любые данные: номер телефона и другие контакты «черного» колл-центра, 30-секундная запись разговора, рассказ о том, кого и почему клиент подозревает в мошенничестве. Банк обещает информаторам анонимность: контактные данные только будут использованы только для выплат.

Максимальная сумма потенциального заработка – 1 млн руб. Но его выплатят, если сведения будут действительно полезными, и только на счет в Альфа-банке. Банк сам свяжется с каждым отправителем, если кейс будет успешным, рассказал «Деньгам» его представитель. Тестировать механизм Альфа-банк будет до 30 апреля. Бюджет акции – 5 млн руб. Банк готов увеличить его, если такой способ борьбы окажется эффективным: «Мы все на одной стороне. Поэтому решили взять клиентов в помощь и объединиться с правоохранительными органами. Это как раз тот случай, когда краудсорсинг может сработать гораздо лучше, чем любые защитные меры, которые банк предпринимает сам по себе». Первыми результатами банк доволен: на специальный почтовый ящик за неделю поступило около 7 тысяч писем, и несколько из них «очень перспективных».

Альфа-банк не единственный на рынке, кто собирает информацию о «черных» колл-центрах. Сообщить о попытке мошенничества можно, например, на сайте Сбербанка, заполнив специальную форму. Но до сих пор банки за такую информацию не платили.