Ангела Меркель редко упускает случай прочитать своим коллегам из Италии и Франции лекцию о том, насколько экономикам необходимы структурные реформы (и она права), но и коллег можно простить, если они указывают канцлеру на нерешенные недочеты в самой Германии. Крупнейшие и требующие скорейшей реакции из них лежат в сфере общественных услуг, в которой повсюду просвечивает ограничение конкуренции и привилегированность крупных компаний.

Хорошей иллюстрацией проблемы служит то, как немецкие чиновники обращаются с сервисом заказа такси Uber, пишет Financial Times. Uber уже запретили в нескольких европейских городах, но Германия оказалась здесь одним из самых больших энтузиастов: сначала сервису не позволили работать в Берлине и Гамбурге, и вот теперь решением земельного суда во Франкфурте его запретили во всей стране целиком. То есть Германия стала первым государством, полностью изгнавшим Uber.

Противники такси-сервиса, опираясь на существующие и зачастую устаревшие нормы закона, говорят о небезопасности для пассажиров, отсутствии гарантий качества и специальных лицензий, необходимых таксистам. Некоторые из этих тревог оправданны, но это не меняет того факта, что система в Германии оказывает чрезмерную законодательную поддержку для защиты корыстных интересов, считает FT.

«Приложения для заказа такси работают на благо потребителям и экономике, – пишет издание. – Германии, которая порядком отстала от других стран в том, что касается телекоммуникаций и интернет-продуктов, следует меньше цепляться за законы и быть более открытой, если она собирается встряхнуть свою дремлющую публичную сферу. Это важно для того, чтобы стимулировать спрос и долгосрочный рост».

Немецкая экономика по-прежнему справляется неплохо, по крайней мере по сравнению с остальными странами ЕС, но по мере увеличения мировой конкуренции она будет больше полагаться на внутренний спрос. А внутри ситуация такова, что целый ряд секторов – главным образом, транспорт, телекоммуникации и ритейл – не могут работать лучше из-за чрезмерной бюрократии. Немецкая сфера услуг зарегулирована сильнее, чем в большинстве стран ОЭСР, а бизнес здесь начать сложнее, чем в таких местах, как Иран, Россия или Сенегал (111 место среди 189 стран в отчете Всемирного банка).

На Германию сейчас давят с разных сторон, от Берлина ждут действий по стимулированию европейской экономики и согласия на политику количественного смягчения ЕЦБ. Но Меркель, пишет FT, не стоит забывать и о необходимости либерализации внутри страны.