Фото: ИТАР-ТАСС/Trend/Андрей Федоров

Утверждена концепция федеральной целевой программы поддержания и развития навигационной системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы. На девять лет выделен бюджет в 330,5 млрд рублей. Предполагается, что к 2020 году ГЛОНАСС сравняется по точности с американской GPS – разработчики планируют увеличить точность позиционирования системы практически на порядок, «вплотную подойдя к отметке в 50 см точности в идеальных условиях».

ГЛОНАСС так часто (и справедливо) критикуют, что даже иногда хочется поддержать это чудо отечественной модернизации. С тех пор, как почти год назад три спутника ГЛОНАСС упали в Тихий океан, что сразу же спровоцировало множество апокалиптических прогнозов о будущем системы, изменилось многое. ГЛОНАСС последовательно и грамотно выходит на рынок. Понятно, что систему повсеместно продвигают в государственном секторе. Происходит победоносное шествие национальной навигационной системы по стране. 90% столичного транспорта оснастят до конца текущего года навигационным оборудованием ГЛОНАСС. Систему установили на депутатские автомобили, и теперь парламентариям сложно (теоретически) ездить по городу с превышением скорости. ГЛОНАСС полностью заменяет GPS в казанских автобусах. ГЛОНАСС-приемники выдаются российским лесничим в рамках внедрения Единой автоматизированной информационной системы лесфонда. Подобных примеров десятки. И такая активность госструктур логична. Было бы странно предлагать национальную навигационную систему потребительскому рынку, но игнорировать ее на уровне госсектора. 

Потребители и производители, вопреки прогнозам, ГЛОНАСС тоже не отвергают. Число ГЛОНАСС- и ГЛОНАСС/GPS-приемников сейчас составляет не менее 350 000 штук. Согласно прогнозу, до конца года будет реализовано порядка 400 000 модулей ГЛОНАСС/GPS. В 2012 году продажи чипсетов увеличатся более чем в 2 раза и ожидаются уже на уровне 1 млн единиц. При этом объем российского рынка ГЛОНАСС-оборудования в 2011 году составит $12 млн. Смартфоны с ГЛОНАСС анонсировали Samsung, HTC и Motorola, а также китайский производитель телефонов Xiaomi. Смартфон MTS 945 GLONASS – тот самый, что глава АФК «Система» Владимир Евтушенков показывал Владимиру Путину, – распродан. И вот уже шведская спутниковая компания Swepos выбирает ГЛОНАСС вместо американской GPS, объясняя это тем, что российская система спутникового позиционирования лучше работает в северных широтах. Получается, есть рынок, есть ниша, есть покупатели. 

А теперь еще и новые впечатляющие новости: целых 330 млрд рублей потратят на отечественную навигацию до 2020. И это при том, что общий объем финансирования по действующей сегодня ФЦП ГЛОНАСС на период 2001–2011 годов составил 116,9 млрд рублей. Американцы планируют потратить на модернизацию GPS $8 млрд в течение следующих десяти лет – то есть меньше, чем мы за девять лет. Казалось бы, учитывая нашу динамику, прорыв неизбежен.

Но стоит лишь посмотреть на структуру финансирования российской и американской навигационной программы, как победоносное шествие ГЛОНАСС кажется уже не столь уверенным. В рамках упомянутой федеральной целевой программы на НИОКР проекта потратят 29,5 млрд. рублей в 2012–2014 годах. В целом НИОКР – это 25–30% бюджета программы. Все остальное – инфраструктура (спутники и текущие разработки). 

Теперь посмотрим на бюджет GPS. Американцы потратят на инновациии около 4 млрд. Половина (!) из восьмимиллиардного бюджета уйдет на модернизацию – планируется, что один за другим заменят все 24 спутника системы. А еще половина – на разработки. Какие из них будут касаться оборонных задач, неизвестно. Но, как показывает практика, потребительские и военно-стратегические качества системы часто пересекаются. Например, известно, что военные настаивают на возможности дистанционного обновления программного обеспечения спутников в любой момент времени. Задача сложная. Если американцы смогут ее решить (а это и есть часть инновационных разработок), будет революция: сами спутники станут поставщиками многочисленных дополнительных сервисов. 

Уже сейчас понятно, что бюджет GPS – это бюджет борьбы за потребительский рынок, работа на котором сама по себе оправдывает существование проекта и стратегически окупает расходы на его развитие. Бюджет ГЛОНАСС – бюджет спутников, бюджет инфраструктурной экспансии. На этом фоне первые успехи уже не так впечатляют. ГЛОНАСС нужна, если она сможет конкурировать за потребителя на открытом рынке. Сделать из нее огромный – в масштабах страны – сервис для обслуживания государственных нужд можно – но такая задача не может стоить $11 млрд