В Культурном центре ЗИЛ состоялась лекция «Как дом переехал. История передвижения домов в Москве». О том, как все начиналось и почему закончилось, рассказал кандидат политических наук, член Союза краеведов России, автор и куратор интернет-проекта «СовАрх – советская архитектура» Денис Ромодин. Slon публикует сокращенную версию лекции.

Многие знают замечательный стишок Агнии Барто «Дом переехал»:

Захотим –
И дом подвинем,
Если нам мешает дом!

В годы творчества Агнии Барто в Москве активно передвигали здания, но начался этот процесс, конечно, не в советское время, а гораздо раньше. Корнями передвижка домов уходит в 1455 год, когда жители итальянской Болоньи стали свидетелями невероятного. Стояла там церковь Санта Мария Маджоре, достаточно древнее сооружение, никому особо не мешала, пока власти не решили построить новое здание администрации. Церковь была крепкой, по тем временам новой, поэтому смысла в демонтаже и разрушении никто не видел. И тут молодой и талантливый итальянский зодчий-самоучка Аристотель Фиораванти предложил следующий вариант: взять и передвинуть церковь, вернее, колокольню.

При помощи платформ и балок из бревен в течение нескольких дней Фиораванти осуществил свой план на глазах у изумленных жителей Болоньи. Методика была им, говоря современным языком, сертифицирована, и он начал делать на этом бизнес, пока не произошло одно обрушение, подкосившее репутацию архитектора. Возможно, это обстоятельство заставило его покинуть Италию и приехать в Россию, где по предложению Ивана III он построил Успенский собор.

В дальнейшей истории Европы не сохранилось каких-либо данных о передвижении крупных построек. Конечно, разбирались деревянные, но что касается каменных, где-то до начала XX столетия в Европе такой практики не было. Массово она начинает развиваться в конце XIX века: с переноса крепких домов, поскольку менялись собственники, города стали активно развиваться.

Самый первый в Москве

Возвращаясь к Москве, первая крупная передвижка состоялась на Каланчевской улице, это дом 32/61, построенный в 80-е годы XIX века. Владел им купец Проскурин. Когда стали расширять железную дорогу, купили часть земли. Дом было жалко сносить. Пригласили талантливого железнодорожного инженера Федоровича, чтобы здание передвинуть. Федорович разрабатывал систему передвижения дома, которую описал журнал «Нива» за 1898 год, цитирую:

«Здание связано в трех местах поперек стен железными связями; в окнах и дверях вставлены распорки. Для уменьшения тяжести здания штукатурка отбита, сняты все перегородки, двери и пол также вынуты. Внизу над фундаментом во всех стенах здания пробиты отверстия, в которые вставлены рельсы, связанные между собою соединениями и образующие неподвижную раму. Под раму подложены будут катки, и при помощи домкратов и воротов здание будет передвигаться далее по площади, сложенной из рельс, на протяжении 20 сажен. Серьезным препятствием при переноске является находящийся на пути ров. Ров этот пришлось засыпать, на что потребовалось немало усилий, так как необходимо было привести засыпанную площадь в такое состояние, чтобы она не могла податься под давлением тяжести дома, достигающей 100 тысяч пудов. Работают по перемещению дома около 100 человек и 60 лошадей. Ассигновано на эту передвижку 4 тысячи рублей».

Дом это достаточно известный, сохранившийся до наших дней, правда, сейчас он не в самом лучшем состоянии. 


Гендель, не композитор

В 1920-х годах никаких работ по передвижке домов не проводилось. Москва начала активно расширяться, строились новые здания. В 1930-е годы принимают Генеральный план реконструкции столицы, согласно которому городу суждено было капитально измениться. Должны были быть расширены улицы, построены новые дома, но проблема состояла в том, что еще до Генплана в Москве появились достаточно крепкие здания, не имевшие исторической ценности, но весьма ценные материально.

Молодому инженеру Эммануилу Генделю, работавшему в Метрострое, дали задание: передвинуть здание подстанции. Это мероприятие планировали как показательное, московские власти решили приурочить его к ноябрьским праздникам. Гендель, который в 1920-е годы приехал в Москву поступать в МВТУ, тогда еще не знал, что он посвятит свою жизнь разработке уникальной методики. Он учился на инженера-строителя и в 1935 году пошел работать в Метрострой.

В течение суток здание подстанции было передвинуто с помощью электрических моторов, позаимствованных у Метростроя, силами сотрудников этой организации. Под дом подложили металлическую платформу, из-под нее изъяли грунт. На новой площадке, рядом, появился новый фундамент. Его приподняли домкратами и с помощью крутящихся лебедок передвинули. Здание весило 320 тонн, а сместили его на 25 метров.

В 1930-е годы над Историческим музеем нависла угроза сноса, поскольку Красная площадь реконструировалась. Изначально планировалось снести и собор Василия Блаженного, но на его защиту встали все московские и отечественные архитекторы. Гендель предложил достаточно экономичную и простую схему передвижки.

Всем оставаться на своих местах!

В 1936 году молодого Генделя назначают руководителем Треста по передвижке и разборке зданий. Перед трестом стояла задача перенести огромное количество относительно новых домов, построенных до приятия Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года.

И вот на Садовнической улице нужно было передвинуть, раздвинуть и соединить угловой дом, возведенный в 1928 году: мешал расширению дороги. Как потом говорили ученики-последователи, инициатива принадлежала Кагановичу. Он хотел в этом деле переплюнуть Америку, поэтому поставил задачу, чтобы жильцы во время передвижки оставались в здании. Многие смотрели на это как на безумие, тем не менее Гендель принял решение работать над этим проектом и заняться передвижкой дома.

Я процитирую журнал «Техника молодежи» 1937 года, описывающий происходящее:

«В доме работают все коммуникации: телефон, водопровод, газ поступает по специальным шлангам. Жильцы остаются в самом доме. Подвижки не нарушают их жизнедеятельности. Бесперебойно работают электричество и радио. Для того чтобы предохранять провода от разрыва, их опустили на нужную длину. Функционирует в доме все. Бесперебойно работает и специальная связь. С помощью звуковых сигналов подаются команды на площадку. Это предупреждение сделано из диспетчерской: "Внимание! Приготовиться! Начинается новая передвижка здания". Диспетчерская передвигается вместе со зданием. Специально для регулировщиков ввели светофоры, с помощью них передаются сигналы остановки и начала передвижки здания. "Товарищ Коган! Товарищ Коган! Зайдите в будку управления!" – голос диспетчера слышен везде. <…> Разрешены все недоразумения. Отданы последние приказания. Из репродуктора раздается снова голос: "Продолжить движение". Инженеры делают последнее совещание, и поступает команда по включению механизма. В разных частях дома сидят специальные работники и наблюдают за тем, как идет передвижка. Они фиксируют изменения, которые происходят во время передвижки. С помощью своего инструмента нивелировщик смотрит за тем, как двигается конструкция. Новое место приготовлено.

Вот передвижка закончена. Дом на новом месте. Нивелировщик проверяет работу. За 103 часа правое крыло корпуса было передвинуто на 53 м 19 см, левое – на 33 м 72 см».

Здание установили на новое основание, но впоследствии, где-то в 1970-е годы, под ним просел грунт. Произошел разрыв газопровода, был взрыв, погибли люди, после чего было принято решение о расселении.

Догнать и переплюнуть

Еще одно здание, которое точно так же пришлось двигать и изменять, это дом на улице Серафимовича, построенный в конце 1920-х годов. В 1930-х началась реконструкция акватории Москвы-реки, строительство новых мостов, расширение магистрали. Дом оказался на пути новой улицы. Его перевезли на 30 балках на специальной платформе, которую держали пять домкратов. Со всеми коммуникациями и жильцами в течение дня здание было передвинуто и установлено на новый фундамент. Вес его составлял около 7,5 тысячи тонн.

Через год возникает необходимость передвинуть бывшее здание Саввинского подворья. Участок Тверской улицы был довольно узким, и в 1930-е годы, после принятия Генплана, его решили расширить, поэтому большое количество домов пошло под снос. Саввинское подворье тоже должны были снести, потому что это дешевле. Однако есть теория, согласно которой Хрущев и Каганович решили посоревноваться с Америкой. Дело в том, что в этот момент в Штатах передвигали крупное здание, которое весило около 12 тысяч тонн, и передвижка Саввинского подворья стала красивым ответом.

Дом весил 23 тысячи тонн, в два раза больше, чем американское здание. Уложили 36 рельсовых путей, пришлось сделать дополнительные платформы, использовался добавочный домкрат, так как в месте, где стоит здание, улица делает уклон, дом кривой. Жильцы просили сообщить им, когда дом будут двигать, но передвижка состоялась ночью, их никто не предупредил. В 2 часа 3 минуты двадцатитонная лебедка покатила дом, он шел очень плавно, все жильцы спали, и никто не заметил движения.

Здание передвинули на 49 метров 86 см. Когда жильцы проснулись, то обнаружили себя на новом месте, и именно после этого события Агния Барто написала цитировавшееся выше стихотворение «Дом переехал». 

«Передвижники»

Но на этом передвижка домов на улице Горького не закончилась. В 1940 году решили передвинуть здание Моссовета. Работы велись днем, деятельность в здании не прекращалась. Дом перенесли за 40 минут на 13 метров.

Самая сложная передвижка была сделана на той же улице позже. Здание Глазной больницы необходимо было развернуть на 90 градусов и сдвинуть с помощью балок на новый участок, который был ниже прежнего. Есть схема передвижки. На ней – положение здания до передвижки, этап поворота и положение здания после передвижки.

Затем был дом в Замоскворечье, потом – перерыв до 1970-х годов, когда объявили конкурс на новое проектирование здания «Известий». Старое представляло историческую ценность, так как в нем с 1921 по 1936 год работала Надежда Константиновна Крупская. Здание передвинули с Пушкинской площади в Настасьинский переулок, поставили на новый фундамент, отреставрировали.

Последняя советская работа, уже после смерти Генделя, была сделана в 1989 году: перемещение сцены МХАТа.

И новейшая передвижка, вернее, даже подъем, – это здание Планетария. Нижняя часть не была приспособлена для какого-либо расширения, поэтому оставалось только одно: здание поднять, а под ним построить новую функциональную часть. За последние 20 лет это была крупнейшая инженерная работа, проведенная в нашей стране.

Что касается передвижки здания ЗИЛ, то эта идея активно обсуждалась. По расчетам, вес этого здания составляет около 87 тысяч тонн. По разным причинам, в том числе и по материальным, от идеи отказались.

Бонус

Передвижка дома в Цюрихе. Европейский опыт:

http://www.youtube.com/embed/0yVMpUJ7_yE