Мой Паркер, бумага, перо и чернила были изобретены, чтобы писать.
А свободные руки, у которых нет занятий, – писать письма.
Мысль красивая, а еще, благодаря тому, что мысль эта однажды пришла в голову путешественнику, скучавшему в Москве, у нас теперь есть довольно оригинальное описание русских нравов и обычаев середины XVI века.
1568 год. Англичане уже активно торгуют с Московией, пользуясь благосклонностью грозного царя Ивана. Но хотят, конечно, большего, хотят новых и новых привилегий. Чтобы их добиться, снаряжают очередное посольство – под началом сэра Томаса Рандольфа. Корабль «Гарри» с послом и его сотрудниками выходит в плавание в июне, и, по собственным словам посла, наполовину его свита состоит из «джентльменов, жаждущих посмотреть мир». Рандольф, кстати, оставил записки о путешествии, но не он наш сегодняшний герой.
«Гарри» прибыл к архангельским берегам, однако с послами обходились не особенно любезно – в Москву их пустили не сразу, на севере продержали три месяца, а в столице они подолгу дожидались царских аудиенций, сидя праздно в доме, который для них отвели.
Царь англичанам симпатизировал, как известно, и даже, когда накрывала его черная тоска, почти всерьез продумывал возможность эмиграции в Англию. Писал об этом королеве, и королева пообещала «возлюбленному брату» поместья и роскошную жизнь на острове, если он-таки соберется покинуть родину.
Иван IV показывает свою сокровищницу англичанам. Картина Александра Литовченко (1875). На этой картине, впрочем, изображено вовсе не посольство Томаса Рандольфа, а Джером Хорси, прибывший в Россию позже – в 1571 году. Судя по стихам Турбервилля, никаких особенных сокровищ посольству Рандольфа не показывали.
Посольству Рандольфа просто не повезло: Ивану было не до гостей. В разгаре опричнина, в Москве – грабежи и казни, все усилия государя направлены на то, чтобы расправиться с мятежным митрополитом Филиппом. Даже в приставах у англичан – Афанасий Вяземский, «келарь» опричной гвардии из Александровской слободы, прославленный своими зверствами. Вообще, это, конечно, показатель того, что царь к послам отнесся всерьез – в то время Вяземский самый доверенный из его людей, питье и пищу Иван принимал только из его рук, и с ним же советовался о самых потаенных своих мыслях.
Потом, правда, обвинил в измене и запытал до смерти, но это потом.
Странный разбор автора! Автор источника прямо пишет о фактах ислама, нравах и бесправие и бедности, а автор как то странно комментирует и излагает довольно спорное своё мнение
«Но нет, это вовсе не значит, что наши предки были как особенно падки до мужских прелестей. Это троп, стандартный риторический ход, самый легкий способ для маркировки чужого»
.
Точно ли так? Судя по расцвету гомофобии в России, я скорее склонен доверять Турбервиллю
И причём тут SAM song?
Стихи про отношения с Британией же. Написанные ирландским поэтом.
Ну допустим. А к чему они под статьёй о похождениях англичан в России 16 века? Я просто связь не улавливаю.
Ага, понятно. Ударим кондовым ирландским шовинизмом по кондовому английскому шовинизму.
Турбервилль, кстати, пишет:
"Свирепые ирландцы так же цивилизованы, как эти русские;
Трудно сказать, кто лучше из них, и те, и другие кровожадны, грубы и слепы".
...and a'clip o'ammunition for me little Armalite.
Очень интересный рассказ. Многое Турбервилль воспринимал через призму удивления, ему могли не понравиться одежда, яства и питье, но он увидел главное, что отличало Россию от Англии, это бесправие людей, царь мог сделать с ними всё, что захочет без какой-либо вины. Потом об этом Крылов напишет: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Традиции, однако: Зиявудин и Магомед Магомадов уже три года сидит в СИЗО, судьба их сломана окончательно и бесповоротно.
Великолепный разбор!