Джон Огастес Аткинсон «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских» Ледяные горки

Джон Огастес Аткинсон «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских» Ледяные горки

Едва ли вы (если вы, конечно, не специалист по русской истории XVIII века или по английской живописи) что-нибудь слышали про Джона Огастеса Аткинсона. Но при этом репродукции его работ видели почти наверняка. Несколько гравюр из его альбома «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских» (A Picturesque Representation of the Manners, Customs and Amusements of the Russians), изданного в Лондоне в 1803–1804 годах, воспроизводились во всех почти советских учебниках истории. Помните? «Русский крестьянин» – отходник, стоящий посреди дороги, опершись на палку, «Молочницы», о чем-то беседующие, отложив свой товар в кувшинах с плотно завязанными горлышками, и самая знаменитая – «Ледяные горы», с которых мчатся вниз на санях и знатные люди, и люди самые обычные.

Кабак. Джон Огастес Аткинсон «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских»

Аткинсон долго жил в России, стал настоящим знатоком русской жизни, и теперь мы можем его глазами посмотреть на этот затерянный мир.

Гравер при государыне

Биография – без извивов и потрясений, если не считать того, что совсем еще ребенком уроженец Лондона Джон Аткинсон оказался в чужой и непонятной стране. В 1784 году Екатерина Вторая наняла на службу его близкого родственника – довольно знаменитого гравера Джеймса Уокера. Он специализировался на портретах, а также – на гравированных репродукциях известных картин. Екатерина хотела, чтобы в Европе узнали о том, какую выдающуюся коллекцию она собрала в Эрмитаже. Для этого и потребовались репродукции. Уокер, вообще-то, и на родине имел достаточно заказов, и не то, чтобы рвался в путешествие. Но российская императрица сделала такое предложение, от которого он отказаться просто не смог. Государыня не жалела денег, если речь шла о престиже империи.

То ли дядей приходился Уокер Аткинсону, то ли отчимом – ясности нет, источники говорят разное. Но, отправляясь в Петербург, чтобы занять должность придворного гравера, мастер взял с собой мальчика в качестве ученика. Аткинсону на тот момент было девять.

Жизнь Уокера в столице России складывалась вполне успешно: он работал в Эрмитаже (для того и звали), получал другие заказы, преподавал в Академии художеств. После смерти Екатерины ничего не изменилось – Павел тоже благоволил англичанам.

Аткинсон учился у знаменитого родственника и довольно рано начал работать самостоятельно. Первая из известных его картин – «Ледяные горы» – написана в 1792 году. Она сейчас в Русском музее, и, конечно, работу 17-летнего художника шедевром не назовешь. Но обратим внимание на сюжет – уже тогда его интересовали бытовые зарисовки.