В марте в издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга израильского географа, консультанта по отношениям Маши Халеви «Полиамория. Свобода выбирать» (фрагмент из нее можно прочитать в журнале «Книги»). Полиаморные люди считают, что они могут одновременно находиться в любовных отношениях с несколькими людьми. Корреспонденту Republic Маша рассказала о плюсах и минусах таких отношений, природе ревности, связи сексуальности с политикой и о том, почему она решила написать эту книгу.
— Многие путают полиаморию с полигамией. Чем отличаются эти два понятия?
— Исторически полигамия — это модель отношений, в которой есть сильный мужчина, у которого в руках все материальные ресурсы, и несколько его жен, которые такие отношения не выбирали. Ему можно быть со многими женщинами, ей нельзя быть со многими мужчинами, только с ним. То есть это неравноправная, патриархальная модель. Подавляющее большинство полигамных культур в истории человечества были такими. Есть примеры полиандрии — когда у одной женщины могло быть несколько мужей, но они единичны.
А полиамория означает равенство. Каждый может строить отношения с любым количеством людей любого пола. То есть женщинам теперь тоже можно — в первый раз в истории западной культуры.
— Такое ощущение, что в последнее время о полиамории стали больше говорить в публичном пространстве, в том числе и в России. Как вы думаете, почему так?
— Не знаю, как в России, но в США и Израиле это действительно так. Почему? С одной стороны, видно, что моногамия не очень работает. Все больше и больше людей разводится. Сегодня изменять стало, с одной стороны, проще — благодаря интернету. Скажем, найти партнера для киберсекса гораздо проще, чем «офлайнового» любовника или любовницу. И киберсекс уже тоже считается изменой.