Иулиания раздает милостыню нищим.

Иулиания раздает милостыню нищим.

В 1995 году американка Натали Земон Дэвис опубликовала книгу «Дамы на обочине». Книга сделала ее знаменитой, что вполне заслуженно. Во-первых, это очень высокого качества работа, да еще и хорошо написанная. Попросту говоря, ее интересно читать. И во-вторых, что для мирской славы, конечно, поважнее, – она стала одним из ключевых текстов для того направления, которое называется гендерными исследованиями.

Героини Дэвис – европейские женщины из XVII века. Три совершенно разных дамы, которых роднит только готовность гнуть свою линию наперекор миру, где все права у мужчин. И еще, пожалуй, то, что все они оставили мемуары – и это тоже исключительный случай, тоже небывалое для их времени дело. Гликель из Хамельна вдова богатого еврея, не только после смерти мужа взяла его бизнес в свои руки и вполне успешно им руководила, но еще и описала свою жизнь (это, кстати, первый такого рода текст в еврейской культуре, написанный женщиной). Мари Гюйар – француженка, ощутившая, что ее призвание – нести людям слово божье. Она приняла постриг, оставив горячо любимого сына, и уехала в Канаду проповедовать индейцам Евангелие. Оттуда писала сыну письма, чтобы объяснить свой выбор, и – для него же – составила автобиографические записки. Мария Сибилла Мериан, дочь швейцарского гравера, пошла по стопам отца и добилась известности. Кроме того, увлекалась естественными науками. Тоже оставила воспоминания.

Для XVII века, да еще и для кругов не аристократических, это все очень нетривиальные истории. Дэвис как раз и показывает, как тяжело было талантливой женщине той эпохи пробиваться сквозь предрассудки мужского мира.

Но рассказать я хотел вовсе не о ее героинях. Просто вспомнил, что в начале XVII века в России тоже была создана небольшая повесть, рассказывающая о жизни выдающейся женщины. Правда, написал ее мужчина.

До и после Петра

Как мы представляем себе жизнь женщины русского средневековья – даже из привилегированных слоев? Женщина – тихое и забитое (увы, буквально) существо, чей удел – кухня, дети и церковь. Ну еще, если верить сохранившимся песням, она может в высоком тереме поплакать над вышивкой, вспоминая, как батюшка отдал замуж за нелюбимого. Жизнь женщины из слоев непривилегированных еще того страшнее, поскольку ко всему вышеперечисленному добавляются тяжкий труд, бедность, необходимость выживать. Представление в целом верное, но все-таки слегка утрированное. Об этом отчасти и поговорим.