Фуад Алескеров. Фото: личный архив

Фуад Алескеров. Фото: личный архив

Если опираться на секторальный подход, Арктика имеет пять зон – российскую, американскую, канадскую, норвежскую и датскую. При этом точных границ нет, а по отдельным частям между странами годами ведутся споры. На Арктику постоянно претендуют разные государства, а с учетом сегодняшней геополитической обстановки вопрос, кому придется осваивать природные богатства, обостряется.

Как эту задачу способна решить математика и так ли безопасно добывать полезные ископаемые в Арктике, журналу «Будущее» рассказал Фуад Алескеров, профессор, доктор технических наук, заведующий Международной лабораторией анализа и выбора решений НИУ ВШЭ.

Значимость Арктики и ее полезные ископаемые

– Арктика всегда входила в круг интересов России. Как сейчас обстоят дела? Мы так же обеспокоены геополитическими и экономическими отношениями в вопросе Арктики?

– Раньше, 200 лет назад и даже на моей памяти, Арктика была фактически регионом, замерзшим во льдах. А сейчас из-за трансформаций климата там кардинально все меняется. И, конечно, здесь геополитические интересы начинают звучать все более громко. Это как раз отличительная черта последних, наверное, лет 10–15. И, конечно, для России этот регион имеет колоссальное значение.

Прежде всего Арктика – это огромная береговая линия. Протяженность не скажу, но много тысяч километров, от Мурманска до Чукотки. Кроме того, это Северный морской путь, который мы используем с давних времен: мне вспоминается ледокол «Ленин», построенный как раз, чтобы взламывать льды Арктики и проводить суда. То есть имеем два важных фактора: огромное пространство береговой линии, соответственно, территории, которые находятся за Полярным кругом. И если раньше в основном мы смотрели на это как на границы и возможности судоходства, то сейчас начало примешиваться еще одно важнейшее обстоятельство – это полезные ископаемые, которые там обнаружили.