Трехдневные выборы Госдумы (а также 12 губернаторов и 39 региональных парламентов) завершились, предварительные итоги известны: «Единая Россия» получает большинство, но не такое убедительное, как раньше; КПРФ на втором месте, далее ЛДПР, СРЗП и, кажется, проходят в Думу «Новые люди». Точно мы узнаем сегодня или завтра, анализ результатов еще предстоит, но один результат понятен с первого дня. Выборы стали всенародным праздником — практически в советском его варианте.
Три дня вместо одного сильнее бьют по психике условно либерального наблюдателя (не наблюдателя на выборах, а просто диванного эксперта; но психика наблюдателя на выборах очевидно страдает не меньше, иногда и физика страдает, чего уж там). Количество странных, смешных, безумных, отвратительных ситуаций, нарушений резко возрастает — и, главное, возрастает число людей, занятых в спектакле.
Собственно, многие заняты давно, так сказать, по службе: отравление и посадка Алексея Навального, закрытие всех его структур, выдавливание из страны оппозиционеров, нерегистрация или снятие неугодных кандидатов, зачистка медийного поля, и т.д., и т.п.
Но это все подготовка. А в единый тройной день голосования ставки повышаются, на миру и смерть красна (в нашем случае не смерть, а, например, вброс бюллетеней).
Интересно, кстати, можно ли отдание голоса на выборах в России рассматривать как символическую политическую смерть? В развитых демократиях наоборот: это способ политической жизни, а в России твой голос обычно сразу хоронят. Выборы в презервативе какие-то, даже странно, что это традиция и духовная скрепа.
Простите, отвлекся. Итак, три дня голосования дают богатую пищу для психоанализа.