Вообще-то, Нобелевской премии за экономику нет. Есть премия Sveriges Riksbank в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля, победителей которой определяет тот же Нобелевский комитет. Однако для простоты эту премию тоже называют Нобелевской.
Если посмотреть на последние Нобели по экономике, то первым на ум приходит определение «мелкотемье». Судите сами. Премию 2019 года получили Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло и Майкл Кремер «за их экспериментальный подход к сокращению глобальной бедности». Ученые, изучив судьбы людей, которые не могли выбраться из бедности, пришли к простому, вроде бы, выводу: мало дать людям денег — надо научить их действовать для выхода из нищеты, обучить мыслить стратегически. В 2020 году премия досталась Полу Р. Милгрому и Роберту Б. Уилсону «За улучшение теории аукционов и изобретение новых форматов аукционов». Они обнаружили, что, во-первых, наиболее выгодно занижать свои ставки на аукционе, во-вторых, что знание оценок других участников торгов делает аукцион успешнее, а также разработали новые форматы одновременной продажи на аукционе многих взаимосвязанных объектов от имени продавца, мотивированного широкой общественной выгодой, а не максимальным доходом. Этот формат теперь используется многими странами для продажи товаров с т.н. «общей стоимостью»: то есть, стоимостью, которая заранее не определена, но, в конце концов, одинакова для всех — например, радиочастот или месторождений полезных ископаемых.
Согласитесь, никак не тянет на переворот в области экономической науки. Однако, можно заметить, что эти открытия отвечают на очень актуальные и практические вопросы. Теория аукционов прекрасно применима, когда вы решаете — купить ли по предлагаемой цене квартиру или акции? Исследования бедности подсказывают, почему огромные ресурсы, выделяемые на борьбу с бедностью, до сих пор не изжили ее. Поэтому можно сказать, что Нобелевский комитет предпочитает те работы, который отвечают на горячие вопросы современности — даже если они не захватывают дух масштабом и необычностью.
Лауреаты премии Sveriges Riksbank в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля за 2021 год
nobelprize.org
Спасибо Татьяна. А можно Евгения Когана в студию на большое интервью про фондовый рынок и состояние мировых финансов? Он смешно шутит и в принципе даже вопросов не понадобится) Одна печаль. Очень дорогой наверное для журнала.
Добрый день! Спасибо большое за поддержку, это очень приятно!))
Про Евгения Когана - конечно, подумаем, как сделать. Мне он тоже нравится :)
Спасибо за донейт! Вы думаете, Коган даёт интервью за плату😄? Но идея хорошая, попробуем его позвать.
Заголовок исключительно для привлечения внимания. Грузовики в UK водить никто не хочет (а не некому) просто потому что расценки нищенские. Народ в курьеры пошел, еду и товары развозит на своём транспорте. Происходит это, кстати, по всему миру.
Ну вообще-то там 32К запрлаты для дальнобойщиков и могут дохдить до 50-60К... Не разбогатешь, но и не нищенские... Там просто, чтобы права на HGV получить, нужно за учебу заплатить более 2К и для многих малообеспеченных это напряжно... Бесплатное профессиональное образование нужно делать - и эта проблема точно может быть решена....
Хуже нобелевской медали по экономике только интерпретация получивших её исследований журналистами. И премия мира, конечно.
Несколько исследований исключительных частных случаев выдаются за срыв покровов с этой вашей замшелой экономики спроса, предложения и стимулов. И ещё одно якобы позволяет натянуть, не порвав, эти частные случаи на реальность. Это, если бегло, суть статьи. Спасибо.
Совершенно согласен. Экономика теперь даже литературу переплёвывает в плане абсурдности выбора лауреатов:):(
Совершенно верно, нельзя выводить экономические закономерности из частных наблюдений.
Я привожу "пример с гречкой":
1) цены на гречку начали расти, и народ бросился ее скупать - одно наблюдение;
2) цены на гречку упали - потребление гречки возросло за счет перетока части спроса с макарон и картошки.
.
Поэтому чистое наблюдение за влиянием цены на продажи гречки, без понимания теории, даст мнимый парадокс: чтобы ни случилось с ценами, спрос на гречку будет расти...
Более того, в зависимости от того, где мы наблюдаем продажи гречки (супермаркеты или небольшие магазинчики и рынки возле дома), спрос может вести себя прямо противоположно!
Ваше замечание остроумно, что уже очень хорошо, и я его поддержал. Однако не стоит отвергать значимости локальных наблюдений. Вопрос тут в методологии эксперимента и умении правильно интерпретировать результаты.
Была немецкая историческая школа, которая отрицала возможность вообще экономической теории. Тем не менее с этим не согласился немецкий экономист Вальтер Ойкен. Об этом есть такое его высказывание: "Каждое правильно добытое теоретическое положение всегда «истинно» и «актуально», но «актуальным» оно становится лишь тогда, когда в определенном месте и в определенное время складывается сочетание условий, при которых данное положение вступает в силу" (Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996. стр.34).