Ангела Меркель получила уведомление о прекращении полномочий канцлера, 26 октября 2021 года.Фото: Bernd Von Jutrczenka / DPA / Global Look Press

Ангела Меркель получила уведомление о прекращении полномочий канцлера, 26 октября 2021 года.Фото: Bernd Von Jutrczenka / DPA / Global Look Press

Очередной саммит ЕС, прошедший 21–22 октября, стал сто седьмым по счету для федерального канцлера Ангелы Меркель за 16 лет ее пребывания во главе Германии. Улучшить собственный рекорд она не сможет. Уже в начале декабря в Берлине должно начать работу новое правительство под руководством социал-демократа Олафа Шольца. При этом сама Меркель уходит из политики, а ее партия, потерпев поражение на выборах, не будет включена в состав правительственной коалиции и перейдет в оппозицию.

Прощание с Меркель сопровождалось бурными овациями стоя, которые устроили лидеры остальных 26 европейских государств. Председатель Европейского Совета Шарль Мишель сказал, что не может себе представить следующий саммит без дорогой Ангелы, как «Рим без Ватикана или Париж без Эйфелевой башни». Можно по-разному оценивать развитие ЕС в течение последних 15 лет и его способность проходить через череду кризисов (от экономического 2008 года и последующего долгового до миграционного 2015 года и санитарного 2020–2021 годов, не забывая про Brexit). Но бесспорный и значительный вклад Германии и лично Меркель в подтвержденную состоятельность проекта единой Европы отрицать бессмысленно. Испытания, выпавшие на долю ЕС, несколько потрепали образ Брюсселя, но натолкнулись на твердость Берлина.

Непросто в нескольких предложениях подвести какой-то один итог европейской политики Меркель, тем более что ее прижимистость по отношению к запутавшейся в долгах Греции плохо сочетается с решением о солидарном заимствовании 750 млрд евро для плана восстановления экономики Европы после эпидемии. Иногда Меркель проявляла гибкость и способность отступить, иногда — настойчивость и верность принципам. Нет сомнений, что она умеет строить компромиссы и знает в них толк. Тем не менее можно отметить одно существенное обстоятельство, позволяющее рассматривать ее уход как конец эпохи.

Когда 16 лет назад Меркель заняла пост федерального канцлера, ЕС был прежде всего экономическим союзом, что полностью устраивало Германию с ее ориентацией на экспорт. Робкие попытки Франции заговорить о политической интеграции отвергались с порога. Но волна кризисов, накрывшая Европу, требовала все больше внеэкономических согласований. Схема, по которой ЕС обеспечивает свободную торговлю и все, что с ней связано, а безопасностью занимаются США и НАТО, оказалась недостаточной в новых условиях. В период эпидемии Еврокомиссия действовала (по отдельным вопросам), как общеевропейское правительство; нынешняя степень координации европейцев в области сертификации и производства вакцин, а также в принятии плана восстановления, еще недавно казалась немыслимой. Этот опыт признается удачным, но впереди другие проблемы. Ангела Меркель, которая, не без внутреннего усилия, смогла пересмотреть прежние германские подходы к строительству ЕС, уступает место новому поколению политиков. Интеграция ЕС продолжится, а «Эйфелева башня» останется в стороне на почетном месте.

Три основных сюжета были в центре внимания последнего саммита ЕС, и разногласия по ним, а также возможный вектор развития событий, хорошо иллюстрируют конец эпохи Меркель.