В начале 2022 года случилось событие, эхо которого будет долгим, а последствия пока трудно предсказать: один из самых влиятельных модных домов предъявил судебные претензии криптохудожнику. Это не просто частный случай, а прецедент, который ставит вопросы правового регулирования стремительно развивающегося рынка NFT-искусства.
Американский криптоэнтузиаст и художник Мэйсон Ротшильд создал и выложил на NFT-маркетплейс OpenSea коллекцию цифровых изображений под названием MetaBirkins. Это картинки с изображением пушистых сумок, напоминающих культовые сумки Birkin. Первая картинка из коллекции была продана 3 декабря 2021 года за $42 000. В середине января 2022 года модный дом Hermès подал иск в федеральный суд Нью-Йорка, заявив, что Ротшильд — цифровой спекулянт, который пытается разбогатеть, присвоив интеллектуальную собственность компании. Уже сейчас объем продаж MetaBirkins составляет $1,2 млн.
На всякий случай, вот краткий словарь используемых в этой заметке терминов:
Криптоэнтузиаст — инвестор, который видит будущее в цифровых активах и вкладывает деньги в криптовалюту.
Токен — заменитель ценных бумаг в цифровом мире.
NFT — невзаимозаменяемый токен, своего рода сертификат на владение цифровым произведением искусства. Токен хранится в блокчейне.
Блокчейн — пожалуй, самая прозрачная база данных в мире. Harvard Business Review описывает его как «открытую распределенную бухгалтерскую книгу, которая регистрирует транзакции между двумя сторонами на поддающейся проверке постоянной основе».
Эфир (ETH) — криптовалюта блокчейна Ethereum. За эфир покупают и продают весь криптоарт, а NFT привязаны к Ethereum. На момент написания статьи 1 ETH = $3 241,93. Но курс постоянно меняется.
Криптохудожник — любой человек, который присоединил к токену изображение, будь то мем, гифка или просто отсканированный рисунок.
Про криптоарт и невзаимозаменяемые токены заговорили в начале 2020 года, когда мир охватила пандемия и весь рынок искусства перешел в онлайн.
Сейчас свои токены есть даже у Эрмитажа: музей токенизировал пять цифровых копий картин из своей коллекции — работы Василия Кандинского, Винсента Ван Гога, Клода Моне, Леонардо да Винчи и Джорджоне. Аукционные дома устраивают торги криптоарта, крупные бренды выпускают эксклюзивные токены.
Если говорить про люкс, то Gucci выпускали цифровые кроссовки в виде NFT (их можно было купить по цене носков и «примерить» в специальном приложении: вуаля — у вас сертифицированная обувь Gucci!), а Louis Vuitton сделали коллаборацию со звездой цифрового искусства Beeple, самая дорогая работа которого была продана за $69 млн.
Тем временем консервативный Hermès вместо того, чтобы подключиться к этой игре, развязал бессмысленную и беспощадную войну с художником. Возможно, в компании просто обиделись, что прозевали перспективный рынок — ведь можно было начать продавать токенизированные сумки самим!