Такое не раз бывало в медиа — когда разгромленную редакцию покидают журналисты, и на не остывших еще рабочих местах заводятся новые формы жизни; в обновленных списках редакций — вперемешку какие-то имена из старого ЖЖ, активисты молодежных движений нулевых, а если журналисты, то те, которые были на слуху лет пятнадцать назад, потом пропали куда-то, чтобы найтись вновь уже в новом позорном статусе, как нашелся когда-то, например, в «Ведомостях» печально известный Шмаров, но сколько их таких — в «Ленте», в «Газете», в «Афише», в глянце, много где; люди, чьи карьерные успехи прямо зависят от репрессивной и цензурной активности государства. Прямо сейчас государственное радио «Спутник» осваивает частоту «Эха Москвы», и если кто-нибудь случайно, забыв обновить настройки приемника, нажмет на привычную кнопку, он услышит загробные голоса падальщиков и на минуту растеряется — кто это, зачем это, куда все делось?
В общем, медийщикам это давно знакомо, но жизнь, как говорится, не стоит на месте, и приходит время давнюю сорокинскую формулу «напихо червие» распространить и на смежные сферы. Кто следит за новостями, тот слышал, наверное, об отмене русской культуры — обычно этой формулой описывают какой-нибудь очередной грустный эпизод, когда польский оркестр отказывается играть Чайковского или французский книготорговец задвигает в угол прилавка томик Достоевского, протестуя тем самым против войны на Украине. Но это не та отмена — чужая, дальняя, часто выдуманная. В России отменяют не тех и не так. Знаменитая Елена Ямпольская, председатель комитета Госдумы по культуре, инспектирует книжные магазины и возмущается, встречая в них томики Акунина, Быкова, Глуховского, Парфенова — «Обещаю, что Комитет Госдумы по культуре в ближайшее время задаст нелицеприятные вопросы учредителям и владельцам книжных магазинов», и трудно сомневаться, задаст. Авторы, которые возмутили Ямпольскую, выступают против войны, и, значит, им в магазинах не место. Скоро их уберут и по стеллажам разложат что-нибудь политически правильное, государственно полезное.
Есть байка про ЦДЛ семидесятых — как к Юрию Трифонову однажды подсел Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии Михаил Алексеев, автор романа «Хлеб имя существительное», и завел странный разговор в том духе, что как интересно, Юра, у тебя ни наград, ни званий, а переводят и печатают тебя по всему миру, а меня почему-то нет — не научишь, как пробиться? И автор «Дома на набережной» грубо ему ответил, что тебе-то, Миша, пробиться проще простого — введи танки, и тебя начнут там печатать. Это казалось плоским советским анекдотом, не более, но в наше время именно самые плоские, самые прямолинейные анекдоты и сбываются. Группа «Земляне», воспетая еще Майком Науменко («Я не люблю «Землян», я люблю только любительские группы», — любителями тогда числислись Цой, Гребенщиков и прочие рок-клубовские звезды, а «Земляне» были чуть ли не единственным коллективом, играющим официальный рок — хаеры, хорошие инструменты, пиротехника на сцене и политически выверенный залитованный гражданский репертуар), теперь рекламируется как единственная «оставшаяся с народом» — так о ней, по крайней мере, говорит ее продюсер Киселев, несколько лет назад уже сумевший овладеть «Русским радио» в рамках принуждения эстрады к патриотизму. Киселев в российском шоу-бизнесе фигура анекдотическая, даже с русскорадийным мощным медиаресурсом он не справился, растратив его на продвижение своих поющих жены и сыновей; Елена Север, ЮрКисс и ВладиМир настоящими звездами так и не стали, но теперь, когда «все крупные рок-группы на сегодняшний день находятся в оппозиции официальной власти» — кому как не Киселеву заполнять образовавшиеся после запретов и отмен пустоты?
Он, конечно, преувеличивает насчет того, что только его артисты выступают сейчас с прогосударственных позиций. Уж в русском роке-то у государства все хорошо, то есть да, поколение Гребенщикова и Макаревича войну не поддержало, но музыканты, воспитанные «Нашим радио» нулевых (оно ведь и научило их ходить строем, подделываясь под жесткий формат, чтобы понравиться тогдашнему руководителю станции Михаилу Козыреву, для которого дальнейшая судьба открытых им групп, очевидно, до конца жизни будет большой личной драмой), едва ли не все состоят при политотделе ДНР еще с 2014 года. Заменят ли Чичерина и Джанго тех, кого ждет отмена в России? Ответ напрямую зависит от того, многих ли артистов коснутся запреты. Чем больше музыкантов будут лишены возможности выступать в России, публиковать свои альбомы в отечественных (а других уже совсем и не осталось) стриминговых сервисах и звучать в эфире радиостанций, тем больше возможностей у тех, кто во времена относительно свободной конкуренции не имел никаких шансов ни на что. Много ли живых поклонников у той же певицы Чичериной? Сейчас кажется, что если кто-то и может стать бенефициаром войны, то прежде всего как раз вечно вторые из тех сфер, которые зачищают от первых. Пригожинский бард Аким Апачев вряд ли продаст столько же своих альбомов, сколько Моргенштерн, но выступать на день города в Уфу Моргенштерна позвать уже нельзя, и шансы Апачева автоматически повышаются. Теперь он сможет стать звездой — раньше не мог.
Когда зайдет речь о возвращении вечернего шоу на Первый канал, замену отмененному Урганту подберут где-нибудь среди отличившихся на Украине военкоров (в эфире шоу «Вечерний Коц»!), новогодние концерты вместо Галкина станут вести да хоть бы и государственные пранкеры Вован и Лексус, в залах ГЭС-2 развесят работы Беляева-Гинтовта. Когда государство вступает в конфликт с культурой, тем хуже для культуры. Или все-таки для государства?
Это не настолько простой вопрос, как может показаться. Подпольный Акунин и запрещенная Хаматова не равны себе из прежнего мирного времени. Звезды сияют только в мейнстриме, если же их вытесняют в подполье, там их ждет новая жизнь — всем ясна разница между Галичем, который пел песни про молчальников и начальников, и Галичем, который писал сценарий для «Верных друзей», это два разных Галича. Улюлюкая вслед запрещаемым и уезжающим, лоялисты любят вспоминать о том, как когда-то проекты новых диссидентов получали государственное финансирование, а сами они не отказывались от званий и наград, агитировали за Путина и все такое. В какой мере упреки справедливы, каждый судит в меру своей толерантности, но не от судей, а от самих этих артистов, музыкантов и писателей зависит, сумеют ли они состояться вне привычного мейнстрима — как бы это ни звучало, но именно война показывает, не был ли ты переоценен до сих пор. Весь опыт трех волн эмиграции теперь в распоряжении нынешних, а уж как они им воспользуются, вопрос к ним, а не к тем, кто отменяет их — про отменщиков и так все ясно. Несоветский русский мир в двадцатом веке — это не сплошь Набоковы и Бродские. Внимания заслуживают и имена, выпадающие из ошибки выжившего — знаменитый сатириконец Аркадий Бухов, например, прогорел со своей эмигрантской газетой в Литве, вернулся в Россию, устроился в «Крокодил» и быстро стал осведомителем НКВД, поспособствовал гибели многих московских литераторов, но в конце концов оказался во рву в Коммунарке и сам; кто готов примерить такую судьбу на себя? Сейчас кажется, что никто, но в непредсказуемой обстановке разумнее ориентироваться на самую мрачную развязку, а не ждать своего торжества.
Что же касается государства, оставляющего себя без Быкова и Гребенщикова, но с Чичериной и Ямпольской — ну да, тут заведомо ничего хорошего, но для тех, кому хорошего и желать не стоит. Путинская эпоха, сам ее феномен — это ведь тоже производная от русской культуры первого постсоветского десятилетия, от Балабанова и рок-музыкантов старшего поколения, от Пелевина и Сорокина, Проханова и Лимонова. Постсоветская травма в сочетании с потребностью в новом «мы» задала условия задачи, решение которой обычно воспринимается как сугубо политическое, но был бы другим культурный контекст, был бы и другой преемник у Ельцина. Двигаясь к своему историческому финишу, путинская власть пытается сама влиять на культуру, но, избавляясь от того, что кажется ей ненужным, она, поскольку такие вещи невозможно сконструировать сверху, остается наедине с Чичериной, и ЮрКиссом — кроме них, новую эпоху воспеть уже некому, а когда они воспоют, Путина первого стошнит от услышанного. Но он именно этого хотел, даже если не думал об этом.
Пару лет даю этому режиму не больше, а дальше все измениться. А может и раньше, не факт что будет демократия, возможно еще страшнее тиран но опять же ненадолго. И культура будет иной, останутся не все. Тучные года закончились, впереди голодные и зябкие. Все это сильно меняет культурный ковер даже без идеологии. В Москве безумное количество скучных театров ни о чем, за каких то пару месяцев уже начали передел. Пострадал горячо любимый ЦИМ, но и непонятный Сфера тоже. То ли еще будет. А что происходит в балете, опере, классической музыке! Это все оаказывается также политизировано. Из всех лишений нынешней страшной жизни культурные ограничения особенно остро бьют по самым образованным слоям.
Очень хороший пример Кашин привёл про якобы безнаградного (Сталинская премия это разве не награда?) Юрия Трифонова, дескать печатали оного в годы совчины только благодаря якобы его великого таланта. Увы, нет.
Отец Трифонова, большевик Валентин Трифонов, член коллегии ВЧК, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР. В крови не руки по локоть, нет. По макушку весь в крови папенька у Трифонова. Мега-палач уровня Ежова.
Бабушка Трифонова, большевичка Татьяна Лурье (Словатинская). Дежурный секретарь в Политбюро ЦК ВКП (б). Бабушка Трифонова была любовницей Джугашвили, он скрывался у неё на квартире в 1912-ом, она слала ему в ссылку тёплые вещи, а он ей в ответ письма, начинающие с обращения «милая»...
А теперь поставьте себя на место директора издательства. Попробуйте не напечатать внука любовницы вождя народов!
.
Далее, коснемся Чичериной. Набираем в гугле 2 слова «Чичерина концерты». Видим в частном (!!!) московском клубе «16 тонн» указание, что в этом году был её концерт 14 января, видимо неплохую кассу она собрала и стоит анонс там же на концерт 03 июня. Билеты от 1,5 тысяч. Рядом со сценой уже по 10 тысяч.
.
Опять неправду пишет Олег Кашин. А правда в том, что Чичерина хорошая певица. А лауреат Сталинской премии Трифонов, как писатель дрянь. А мерилом критерия «хорошо-плохо» является рубль. Творчество Чичериной продаётся за деньги. А творчество Трифонова даром никому не нужно. Нет в книжных магазинах книг Трифонова. Потому что спроса нет на них. Его величество рынок всё расставляет по своим местам. Это в годы совчины издавали классово близких (причём, как мы видим, близких и через постель бабушки) писателей. Сейчас издают только тех, кого покупают. И с концертами так же.
.
Любой кризис это время возможностей. Очень хочется верить, что шторм нынешнего кризиса смоет из нашей культуры большевичье семя - детей и внуков палачей.
Кашин рыдает о судьбе газпромовской (!!!) радиостанции «Эхо Москвы», бессменный глава которой Алексей Венедиктов теперь и в иноагенты зачислен и без работы остался. Кашину жалко Венедиктова. А мне жалко жертв дедушки Венедиктова, большевика, энкаведешника и члена военного трибунала.
"Поздравляю вас, гражданин, соврамши!"- эта фраза Фагота к вам напрямую относится. Отец Юрия Трифонова прошёл трудный путь революционера-подпольщика, на его жизненном пути много всего было: тюрьмы, ссылки, впоследствии многие должности по назначению, но никогда не было работы ни в ВЧК(куда его назначили, но к работе не приступил в виду направления на дипслужбу), ни в карательных судах. Не надо переворачивать факты в угоду вашим сиюминутным эмоциям. Валентин Трифонов был расстрелян в 1938 в Коммунарке, предупреждал о возможном нападении Германии, конфликтовал с Ворошиловым и много ещё чего интересного в его деле. А писатель Юрий Трифонов был хорош для своего времени, мы его любили и понимали. А будучи сыном репрессированного, Юрию Трифонову однозначно не легко было войти в литературу. Не надо грязи, господин Судаков!
Марика, меня всегда удивляют подобная вам публика. Зачем писать неправду, если правда находится на расстояние пары кликов?
Википедия пишет про отца Трифонова:
«Председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР с 30 ноября 1923 до 2 февраля 1926 г.».
Вы оплакиваете «революционера-подпольщика», вам жалко сталинского палача, отца писателя-лауреата Сталинской премии? Эдак вы скоро Берию с Ежовым жалеть будете!
.
«сыном репрессированного, Юрию Трифонову однозначно не легко было войти в литературу». То есть, в возрасте 25-ти лет Юрий Трифонов получает Сталинскую премию, это он так тяжело в литературу входил?
.
«Не надо грязи», вы мне пишите? А не расскажите по какой такой причине 1925 года рождения Юрий Трифонов на фронте то не оказался?
.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Трифонов,_Валентин_Андреевич
.
Марика, у вас есть совесть? Вам не стыдно? Перед тысячами (или десятками тысяч? Сколько за три года палачества он людей погубил?) жертв палача Валентина Трифонова не хотите покаяться?
Меня стыдить не надо, семья моей бабушки вся сгинула в лагерях. И к сталинским палачам я отношусь однозначно непримиримо. Но делать выводы о том, что кто-то палач по данным Википедии-это ошибка.
Путина, любителя Любэ, стошнит от Чичериной? Ну ну
Скоро в т.н. "российской культуре" будет как на прилавках советских магазинов поздних 80-х годов: замысловато расставленные банки с неудобоваримыми (патриотическими?) консервами двух-трёх видов и более ничего. Ешь - не хочу :-)!
Фу статье исключительно изза того, что автор пнул Козырева, который итак каждый день извиняется в своем фб, что достал тех артистов на сцену.
Ну и за то, что сам Олег Владимирович становится частью культуры отмены: "а, Козырев открыл Чичерину, значит он плохой".
А что Козырев открыл Арбенину и Земфиру Олег забывает, это не вписывается в концепцию.
Кашин не говорит, что Козырев плохой, у вас тут домысливание. Делать вывод на основании домысла, преподнося его как факт — это выглядит как попытка ввести читателя вашего комментария в заблуждение.
Да, причём презентовано так, что Козырев их и "отформатировал":
[музыканты, воспитанные «Нашим радио» нулевых (оно ведь и научило их ходить строем, подделываясь под жесткий формат, чтобы понравиться тогдашнему руководителю станции Михаилу Козыреву]
Кашин не только популярный публицист, но ещё и мелкий пакостник, действующий по принципу "мимо тёщиного дома я без шуток не хожу, то в окошко *** просуну, то *** покажу". Не раз был замечен в пинании мимоходом, особенно часто - Навального.
Про мелкого пакостника - очень хорошо.
«Обещаю, что Комитет Госдумы по культуре в ближайшее время задаст нелицеприятные вопросы учредителям и владельцам книжных магазинов».
Вот это да!!
Нелицеприятные вопросы!
Это же весьма и весьма!
Председатель Комитета по культуре не знает значения слова "нелицеприятный" и выражается, как Галахвастов из-за канавы!
на радио будет как в том анекдоте: не вы🌸бывайся, слухай песню «Валенки»
а на сценах сплошные кобзоны и толкуновы