
Предположительный портрет Джакомо Казановы, приписываемый кисти Франческо Наричи. Wikipedia
…Au fond de l'Inconnu pour trouver du nouveau!
Charles Baudelaire, Le Voyage (Les Fleurs Du Mal)
Предисловие: священный монстр
Je n'en reviens pas
D'mater un monstre sacré.
Guesch Patti, Backstage d'une star
В нашем озабоченном политикой и правами человека, при этом начисто лишенном соблазна, фантазии, а главное — желания соблазнять и фантазировать — мире фигура великого соблазнителя и фантазера Джакомо Казановы шумно выламывается. С грохотом, как скелет из пустого шкафа, выпадает из сегодняшнего контекста, отданного на откуп вражде и медиатизированному насилию. И пусть мы страстно хотим, чтобы это замечание относилось к так называемому мирному времени, до которого мы все никак не доживем, из песни слов не выкинуть: в современном мироустройстве соблазну и фантазии нет больше места.
В эпоху Казановы не обрабатывались гигантские потоки данных на экранах компьютеров, зато отчаянно сражались за выживание. Никто понятия не имел о правах человека и социальной справедливости. Зато все были соблазнителями и фантазерами. Комфорт и стабильность плохо дружат с воображением и творческой потенцией. Соблазн и фантазия возможны лишь там, где есть неравенство и жестокая борьба.
Но что такое современное неравенство? Перекосы переразвитого или дикого капитализма? Оно не равно тому неравенству, что существовало во времена Казановы. С его жесткими правилами, этикетом и социальными границами, где перейти из одного класса в другой было не то, чтобы невозможно — непредставимо. И все же такие, как Казанова, пытались это делать. Пусть безуспешно, но какая попытка!
Живи Казанова сегодня, он стал бы чем-то вроде Харви Вайнштейна. «Харассером», «абьюзером», «сталкером» или даже хуже — надоедливым городским сумасшедшим. Но почему тогда нас так завораживает этот образ? Не потому ли, что втайне мы тоскуем по фантазии и соблазну, по миру, где они были возможны? Невзирая на страх перед ним. Впрочем, бояться нечего, ведь этого мира больше нет. А Казанова — он угадал с эпохой.
И коль нам ничего не остается, кроме как вспоминать и ностальгировать, давайте тогда этим и займемся. И — вспомним «великого и ужасного» Джакомо Казанову, священного монстра Галантной эпохи, прославившегося своими безумными авантюрами. И поскорее отправимся в наше воображаемое путешествие с этим фантазером и соблазнителем. В такой компании это будет как минимум интересно. А как максимум — полезно.
По стилю статья очень напомнила посты Зинаиды Пронченко в ФБ в былые времена. Изумительный слог и много интересных культурных отсылок, большое спасибо
Изумительно!
Ужасное чтиво, бессодержательное совсем
Только мы не забываем, что это была эпоха войн и насилия. Так и до оправдания политики Путина можно дойти)). Как отделить творчество, секс от насилия, что противопоставить соблазну иметь с ним дело, чтоб это было более привлекательно, вот вопрос. Почему, например, столько людей очарованы Прилепиным, зная о его приключениях в Донбассе? Как труд отделить от вынуждающих к нему обстоятельств, уйти от грани выживания, снизить степень неравенства. Собственно, западные интеллектуалы-либералы поэтому сейчас влево смотрят. Воевать, ну, никак нельзя, опасно очень. Для всех. Где-то есть красные кнопки, и одна из них у Путина, - еще та гуманитарная задача. И никто не знает как ее решать на практике.
У них путен, а они про Казанову печатают...
Путин почище Казановы будет