Предположительный портрет Джакомо Казановы, приписываемый кисти Франческо Наричи. Wikipedia

Предположительный портрет Джакомо Казановы, приписываемый кисти Франческо Наричи. Wikipedia

…Au fond de l'Inconnu pour trouver du nouveau!

Charles Baudelaire, Le Voyage (Les Fleurs Du Mal)

Предисловие: священный монстр

Je n'en reviens pas

D'mater un monstre sacré.

Guesch Patti, Backstage d'une star

В нашем озабоченном политикой и правами человека, при этом начисто лишенном соблазна, фантазии, а главное — желания соблазнять и фантазировать — мире фигура великого соблазнителя и фантазера Джакомо Казановы шумно выламывается. С грохотом, как скелет из пустого шкафа, выпадает из сегодняшнего контекста, отданного на откуп вражде и медиатизированному насилию. И пусть мы страстно хотим, чтобы это замечание относилось к так называемому мирному времени, до которого мы все никак не доживем, из песни слов не выкинуть: в современном мироустройстве соблазну и фантазии нет больше места.

В эпоху Казановы не обрабатывались гигантские потоки данных на экранах компьютеров, зато отчаянно сражались за выживание. Никто понятия не имел о правах человека и социальной справедливости. Зато все были соблазнителями и фантазерами. Комфорт и стабильность плохо дружат с воображением и творческой потенцией. Соблазн и фантазия возможны лишь там, где есть неравенство и жестокая борьба.

Но что такое современное неравенство? Перекосы переразвитого или дикого капитализма? Оно не равно тому неравенству, что существовало во времена Казановы. С его жесткими правилами, этикетом и социальными границами, где перейти из одного класса в другой было не то, чтобы невозможно — непредставимо. И все же такие, как Казанова, пытались это делать. Пусть безуспешно, но какая попытка!

Живи Казанова сегодня, он стал бы чем-то вроде Харви Вайнштейна. «Харассером», «абьюзером», «сталкером» или даже хуже — надоедливым городским сумасшедшим. Но почему тогда нас так завораживает этот образ? Не потому ли, что втайне мы тоскуем по фантазии и соблазну, по миру, где они были возможны? Невзирая на страх перед ним. Впрочем, бояться нечего, ведь этого мира больше нет. А Казанова — он угадал с эпохой.

И коль нам ничего не остается, кроме как вспоминать и ностальгировать, давайте тогда этим и займемся. И — вспомним «великого и ужасного» Джакомо Казанову, священного монстра Галантной эпохи, прославившегося своими безумными авантюрами. И поскорее отправимся в наше воображаемое путешествие с этим фантазером и соблазнителем. В такой компании это будет как минимум интересно. А как максимум — полезно.