Парад в Колкате "Радужный карнавал", 13 января 2019

Парад в Колкате "Радужный карнавал", 13 января 2019

Avishek Das / Keystone Press Agency / Global Look Press

Крайне противоречивая в своей самобытности, не похожая ни на какие другие страны мира, индийская цивилизация как-то по-своему «движется и не движется» вперед в своем развитии, стартовавшем свыше пяти тысяч лет тому назад. «Спящий гигант», как часто называют это государство, то просыпается и начинает лихорадочно гнать вперед, то снова неожиданно засыпает… И так не единожды, век за веком.

И если Китай — самая большая на земле автократия, то Индия — самая большая мировая демократия со столь же гигантским населением и огромными экономическими и экологическими проблемами, разительным социальным неравенством и прочими бедами, присущими развивающимся странам.

Неприкасаемые: есть и президенты, и миллионеры

Одна из самых значительных внутренних проблем Индии до сих пор — вопрос неприкасаемых (их также называют далитами). Несмотря на все попытки сократить их число, их сегодня больше, чем все население России. По самым скромным подсчетам, количество их превышает 200 миллионов. Это больше, чем Бангладеш и равно населению Пакистана.

Многие неприкасаемые по-прежнему работают на тяжелых непрестижных работах, так повелось издавна. Я уже упоминал неприкасаемых-дхоби (прачек) в Мумбаи, у которых есть свой район. Они там живут и работают. Также среди множества других джати («каст») неприкасаемых — чамары (кожевники), мегхваль (уборщики) и мириады других. Не так давно был случай в сельской местности, когда супружескую пару неприкасаемых зарубили топором за ничтожный долг. При этом такое отношение в большом городе уже просто зачастую немыслимо.

Кочерил Раман Нараян

Wikipedia.org

В истории Индии уже был президент-далит. И не один! Помимо Кочерила Рамана Нараянана (был президентом в 1997–2002 годах), нынешний президент страны Рам Натх Ковинд — тоже выходец из далитов, его срок в должности истекает в этом году. Правда, реальная власть в стране находится в руках премьер-министра (его пост с 2014 года занимает Нарендра Моди), ведь Индия — парламентская республика.