Mustafa Kaya/XinHua
Война, безусловно, представляет собой беспощадную проверку того, насколько государственные и международные институты способны функционировать в стрессовой ситуации. И речь не только о непосредственных участниках военных конфликтов. Идет такая же беспощадная проверка эффективности военных союзов, их способности быстро реагировать на возникающие вызовы и угрозы. Неизбежно дают себя знать внутренние противоречия, которые в мирное время удается спрятать, замести, как говорится, под половик.
Как раз такой кризис возник сейчас внутри Североатлантического альянса, который, если верить Брюсселю, вроде бы только крепнет в результате российской «специальной военной операции». Воспользовавшись впечатлением, которое произвела эта операция на общественность Финляндии и Швеции, руководства этих государств поспешили подать официальные заявления о вступлении в НАТО. Из Брюсселя последовали аплодисменты и заверения, что процесс вступления не займет много времени. И тут вдруг выяснилось, что одно из натовских государств способно провалить вступление. Ведь решения в альянсе принимаются консенсусом. Турция объявила о серьезных претензиях к Хельсинки и Стокгольму за то, что они поддерживают-де курдские организации, которые в Стамбуле объявлены террористическими.
Эти претензии не имеют никакого отношения ни к тому, что происходит сегодня на украинской территории, ни к тому, что Финляндия и Швеция считают угрозой своей безопасности. Более того, раздражение в связи с «потворством» курдским организациями Турция много раз транслировала странам НАТО, в частности Германии, Франции и Нидерландам. Однако сейчас она получила рычаг давления, которым пользуется без всякого зазрения совести. И это целиком и полностью соответствует правилам классической RealPolitik, которая, в частности, настаивает: хорошо то, что соответствует национальным интересам (в том виде, как их понимает руководство страны). В этих раскладах вовсе нет места ценностям вроде приверженности демократии, верховенства закона, отказа от агрессии как инструмента политики.