Премьер-министр Индии Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин

Премьер-министр Индии Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин

Narendra Modi / Globallookpress.com

Неочевидная сверхдержава

В мире сегодня есть две признаваемые всеми супердержавы — США и Китай, официально — Китайская Народная Республика, или сокращенно КНР. Но есть и еще одна страна, все больше претендующая на звание третьей, пусть и не для всех очевидной, сверхдержавы — Республика Индия или просто Индия, которую несмотря на бедность населения, вопиющее классовое и финансовое неравенство, огромные социально-экономические проблемы многие уже сейчас таковой называют. Некоторые осторожничают и говорят, что Индия скорее «потенциальная сверхдержава», «спящий гигант», который на самом деле вовсе не спит. Особенно в нынешнем веке, который политологи и экономисты единодушно называют «азиатским столетием». Индия играет в этом процессе пока не главную, но значительную роль.

Впрочем, страна эта, занимающая почти весь Индийский субконтинент, всегда была заметным игроком как в целом на Азиатском континенте, так и на мировой арене, не скрывая своих слабых сторон и апеллируя к сильным. И очень важно то, что Индия сама все больше считает себя не только и не столько макрорегиональной, но мировой сверхдержавой со своими четко обозначенными интересами. И с момента получения независимости от Великобритании в 1947 году осуществляет собственную внешнюю политику, с которой считаются многие страны, включая США и Китай.

К тому же это самая большая мировая демократия с парламентским правлением, в которой есть острая политическая борьба и проводятся прозрачные выборы. Что импонирует американцам и не очень нравится Китаю, но он не вмешивается во внутренние дела других государств — даже если они вмешиваются в его дела.

И, разумеется, при всех выгодах для себя в виде глубоких экономических связей и обширной торговли с Индией, о которых мы расскажем ниже, Китай с опаской смотрит на усиление своего соседа в политическом плане, и играет в разные игры для того, чтобы ослабить или хотя бы нивелировать его влияние. Ведь сам он стремится не только к экономическому процветанию, но и к росту своей власти, то есть ко все большему признанию себя в роли сильного государства. Поэтому соперничество Китая с Индией неизбежно.

В сущности, оно началось ровно тогда, когда обе страны наконец «встали с колен» и избавились от чужеродного влияния и вторжений, то есть с середины ХХ века. Осложняется и подпитывается это соперничество также тем, что на этом поле есть третий игрок, причем самый серьезный из всех — США. Которые пока в целом благосклонно относятся к «усилению» Индии (оно им не слишком вредит и не так пугает), и с некоторых пор все больше опасаются усиления Китая.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин. 12 октября 2019 года

Narendra Modi / Globallookpress.com