Ман Рэй. Фотопортрет Арнольда Шёнберга (1927)

Ман Рэй. Фотопортрет Арнольда Шёнберга (1927)

Man Ray / Wikipedia.org / CC BY-SA 2.0

Знаменитый австрийский композитор и основатель Новой венской школы Арнольд Шёнберг родился в 1874 году, 13 сентября. Шёнберг всю жизнь боялся числа тринадцать — это стало его манией. Так, в тринадцатые числа каждого месяца он старался ничего не делать важного и по возможности не выходить из дома.

Сначала Шёнберг двигался в более-менее привычной колее, с оглядкой на европейские тенденции, но все-таки занял прогрессивную позицию, примыкая все больше к атоналистам, бурно соперничавшим с поклонниками старых гармоний. С приходом в Европу экспрессионизма, захватившего сначала живопись и литературу и медленно пробивавшего брешь в музыкальном мире, он сочинил несколько произведений в экспрессионистском ключе — такие, как странный и полный очарования «Безумный Пьеро» (или «Лунный Пьеро», Pierrot Lunaire) 1912 года, одна из его любимых публикой работ. Рождалась постепенно мода на такие «странные» опусы — в ХХ веке недаром раскрылся с поной силой гений Иоганна Штрауса, сочетавшего атональный мелодизм с волнующей лиричностью.

Также заслуживает внимание романтическая работа Шёнберга «Просветленная ночь» на стыке двух столетий, которую композитор написал в 1899 году и которая понравилась чувствительным венцам, тонко разбиравшимся в музыке и жаждавшим чего-то таинственно-сенсационного. Это уже пример атонального мышления — в пику гармонии старых форм, кстати, атональность берет начало из некоторых «пионерских» произведений Рихарда Вагнера (опера «Тристан и Изольда») и Клода Дебюсси (опера «Пеллеас и Мелизанда»).

В 1913 году на исполнении произведений «новой музыки» в Венской филармонии случился скандал. Шёнберг дирижировал исполнением произведений собственного сочинения и его соратников. Публика негодовала. Но спустя какое-то время все изменится, и те же люди будут заслушиваться этими песнями на стихи лучших поэтов эпохи — Стефана Георге, Мориса Меттерлинка и других.

Арнольд Шёнберг. Синий автопортрет (1910)

Wikipedia.org

В жизни Шёнберга был непростой период, когда его первая жена Матильда вдруг влюбилась в его друга, художника Рихарда Герстля, сына богатого венского предпринимателя еврейского происхождения, который был вхож к ним в дом и много времени проводил с ними. Чувство было взаимным. У них закрутился страстный роман, Арнольд был потрясен и раздражен. Он поставил жене ультиматум, и спустя несколько дней она вернулась к нему.

Оставшись один, Рихард Герстль впал в депрессию и покончил с собой 4 ноября 1908 года в возрасте 25 лет. Он организовал свое самоубийство с размахом: ударил себя ножом в грудь и повесился перед зеркалом. Это был его последний «автопортрет», обставленный с поистине художественным вкусом. Перед этим он написал свои самые яркие и глубокие автопортреты, на которые до сих пор страшновато смотреть. Он на одном из них смеется — как будто скалится, на другом позирует по пояс голый, на третьем — пристально смотрит в лицо зрителю, как будто хочет сказать что-то очень важное и серьезное. А то и вовсе раздетый — невозможный вызов чопорной Вене несмотря на появление таких скандальных живописцев, как Густав Климт и Эгон Шиле. Тем более что Герстль почти не выставлялся при жизни.

Возможно, в этом безапелляционном и лишенном спекуляции порыве заключен настоящий творческий импульс всего искусства начала ХХ века и посыл этого необычного живописца, который не гнался за признанием и шел своим путем, но, к сожалению, не смог справиться с давлением окружающего мира и собственными демонами, снедавшими его. Картины Рихарда Герстля можно увидеть в лучших музеях столицы Австрии, самая его ценная коллекция — в Музее Леопольда. Там есть как автопортреты самого Герстля, так и семьи Шёнбергов, которых он много писал во время отдыха на австрийских курортах Гмюнден и Зальцкаммергут в 1908 году, а также в Вене. Они были его постоянными моделями.

Рихард Герстль. Семья Шёнберг (1908)

Wikipedia.org

«Дегенеративный» композитор

Шёнберг после смерти Матильды в 1923 году счастливо женится во второй раз на молодой женщине по имени Гертруда Колиш, сестре его ученика Рудольфа Колиша, известного виолончелиста. Это будет счастливый брак. В это время он открывает новую страницу своей жизни — изобретает додекафоническую (двенадцатитоновую) музыкальную технику, которая буквально перевернет представления о современной симфонической музыке всей Европы.