Petrov Sergey/news.ru/Global Look Press

На фоне относительного затишья на фронте новый командующий российской группировкой в Украине генерал Сергей Суровикин сделал резонансное заявление. Он назвал ситуацию в Херсонской области «непростой» и заявил, что Россия будет действовать, «исходя из максимального сохранения жизни мирного населения и наших военнослужащих». Многие сочли это намеком на предстоящий отвод из региона российских войск. Военный эксперт Николай Митрохин в интервью Фариде Курбангалеевой рассказал, что заявления Суровикина не следует трактовать однозначно, и они могут содержать в себе скрытую угрозу. Мы также обсудили ход мобилизации и перспективы следующих месяцев войны.

«Допускаю, что степи Херсонской области подойдут под то, чтобы туда бахнуть тактическим ядерным оружием»

— Заявление Суровикина о «напряженной обстановке в зоне СВО» многие расценили как подготовку к выводу войск из Херсонской области. Что вы думаете по этому поводу?

— Это не только Суровикин заявил. Еще было «потрясающее» выступление Сальдо, «губернатора» области, в котором он прямо сказал, что жителям четырех районов предлагается выехать оттуда. При этом Хуснуллин (Марат Хуснуллин, вице-премьер правительства РФ. — Republic) гарантирует им выдачу жилищных сертификатов на право жить в России.

Самая простая и очевидная трактовка в том, что российские войска готовятся оставить правый берег Днепра, поскольку для них положение создалось тяжелое. На самом деле, это многие предсказывали. Я в том числе писал, что к поздней осени станет очевидно, что содержать такой огромный плацдарм на правом берегу слишком затратно и российским войскам не хватает логистических возможностей для того, чтобы его оборонять и обеспечивать.

Плюс возникла угроза, что население без топлива зимой замерзнет. И они решили эвакуировать группировку. Насколько я понимаю, речь идет только о районах, которые находятся на передней линии фронта — в центральной и северной части области. Может быть, россияне надеются, что им удастся остановить фронт где-то южнее плотины из Новой Каховки. Пока выглядит так, что они собираются оставить за собой Херсон и районы около Херсона как поле битвы.

Я также вполне допускаю, что степи Херсонской области подойдут под то, чтобы туда бахнуть тактическим ядерным оружием. Как загадочно говорит Суровикин, возможно придется принять «непростые решения». Какого рода будут эти решения? Российские военные очень любили устраивать атомные взрывы в степях — вспомним Семипалатинский полигон. Или Капустин Яр — там не применяли ядерное оружие, но это тоже место массивных взрывов. Так что вполне может идти создание пустынной зоны, на которой украинской войскам некуда будет деться, потому что рельеф степи не особо подходящий для того, чтобы укрыться.

— Однако генсек НАТО заявил накануне, что угроза ядерного удара со стороны России низкая, а в США и ЕС ранее заявляли, что не видят подготовки ядерных ракет.

— Пока мы не видим. Но чтобы выкатить на позицию ракету с тактическим ядерным зарядом, много времени не надо. Всем понятно, что Путин будет шантажировать ядерным ударом до последнего. Это его такой серьезный аргумент. Даже не столько сам удар, сколько опасения, что с этого момента все закрутится. И это давление на западную общественность, которую надо пугать. Но действия по выселению такого количества людей, причем заранее, настолько не характерны для российских властей, которым на людей обычно наплевать, что заставляют предположить самое печальное развитие событий.

Николай Митрохин

Лев Симкин

— Может, российские власти просто решили показать, что жители Херсонской области хотят жить в России?

— У них был опыт Купянска и близлежащих городов — при наступлении ВСУ вдруг оказалось, что оттуда довольно много людей хотят уехать в Россию. Это были как минимум сотни человек. Возможно, тысяча-другая-третья. Понятно, что в Херсонской области есть некоторое количество пророссийских граждан, хотя вряд ли именно в тех районах, откуда объявлена эвакуация. Это как раз в основном украиноязычные районы. Может, в Бериславе живет какое-то количество русскоязычных или русифицированных людей, а вот в сельских районах типа Снигиревского (это уже Николаевская область) и Александровского — в основном украинское патриотически настроенное население. Потому очень странно, что о них проявляется такая забота.

— Если говорить о самом неблагоприятном развитии событий, когда это, по-вашему, может произойти?

— Если российские власти начнут операцию по вывозу населения, это займет пару недель. Дальше возникает вопрос: они выведут всю группировку с правого берега или отведут ее в Херсон и спрячут там? От этого все будет зависеть. Путин и его команда решили, что теперь они «воюют по-настоящему», то есть не сдерживают себя вообще никакими международными соглашениями, понятиями о ведении войны. Атаки на украинскую энергоструктуру — это уже нарушение всех правил и законов войны, это считается военным преступлением. Соответственно, у них планка ограничений снизилась.

Если исходить из моей версии, то для того чтобы ударить тактическим ядерным оружием по районам сосредоточения украинской армии у Давыдова Брода, они отводят оттуда свои войска, отселяют население и бьют. Там будет территория километров 50 в диаметре, куда они могут ударить. Соответственно, они продемонстрируют собственную «крутость», уничтожат какую-нибудь бригаду ВСУ и «к нам не подходи — у нас с этой стороны ядерная зона». Мол, вы же не пойдете в зону применения атомного заряда наступать на нас?

— Если отбросить вариант с применением ЯО, что даст отвод российских войск Украине?

— Само по себе освобождение Херсона и правого берега — большое военное достижение. Теоретически при такой длинной линии фронта вдоль Днепра Украина может где-то перебросить свои войска на другой берег, создать плацдарм и дальше развивать наступление в сторону Крыма. Это было бы идеальное развитие событий. К тому же там сложная береговая полоса в нижнем течении Днепра и есть возможности переправляться на другой берег.

Но главное, можно оставить на правом берегу Днепра относительно небольшие войска, а остальные можно было бы перебросить в Запорожскую или в Донецкую область и развивать наступление там. Это еще более эффективно, если бы из нынешних районов сосредоточения типа Орехово или Гуляй Поля удалось ударить прямо на юг в сторону Крыма и Мариуполя.