Wikipedia

В январе 2010 года служащие 3-го взвода 2-й пехотной дивизии американских войск в Афганистане обошли поселение Мохаммад Калай и не встретили никакой опасности — только мирных и приветливых фермеров, привыкших к жизни без электричества и водопровода. Бородатые старики с плохими зубами в традиционных одеждах, стайки детей, выпрашивающих мелочь и сладости. Было трудно сказать, симпатизирует ли кто-то из местных талибам (движение «Талибан» запрещено в РФ как террористическое), но никто из них не походил на безжалостных радикалов.

Пока офицеры общались со старейшинами, двое солдат отделились из группы и добрались до самой окраины поселения. Там, в поле, 21-летний капрал Джереми Морлок и 19-летний рядовой первого класса Эндрю Холмс наткнулись на трудившегося в маковом поле подростка. В отдалении виднелись еще несколько американских солдат, но никаких других афганцев, кроме молодого крестьянина. Оценив обстановку, Морлок и Холмс решили сделать то, о чем мечтали уже некоторое время: убить мирного жителя и выдать за террориста.

Улыбчивый и безоружный 15-летний Гуль Мадин в кепке с маленьким козырьком и зеленом жилете идеально подошел на роль жертвы. Позже Морлок признал, что ничто в поведении или внешности подростка не позволяло расценивать его как источник угрозы. Солдаты подозвали Мадина к себе, а когда тот приблизился, приказали остановиться. Затем они спрятались за кирпичной стеной и бросили гранату в сторону афганца. После взрыва Морлок и Холмс поднялись и открыли огонь по Мадину из автомата M4 и пулемета. Мальчик согнулся и упал, кепка слетела на землю, а вокруг головы убитого за несколько секунд образовалась лужа крови.

По рации Морлок сообщил сослуживцам, что они с Холмсом попали под вражескую атаку. В отдалении специалист (старшее воинское звание рядового состава в США) Адам Винфилд объяснил рядовому Эштону Муру, что скорее всего никакого столкновения с талибами* не произошло, а экстренное сообщение Морлока — часть постановки, призванной замаскировать убийство гражданского. Когда прибежавший на место гибели Мадина сержант спросил у солдат, что произошло, Морлок ответил, что пацан собирался использовать гранату, поэтому им оставалось только стрелять.

Обстоятельства случившегося вызвали бы серьезные сомнения у любого беспристрастного наблюдателя: вооруженный одной гранатой боец «Талибана»* без поддержки едва ли решился бы атаковать американских солдат при свете дня и на открытой местности. «Мне показалось странным, что кто-то подошел и просто захотел кинуть в наших гранату», — рассказал позже капитан Патрик Митчелл. Однако вместо того чтобы оказать помощь подростку, который, возможно, был еще жив, старший офицер на месте происшествия приказал подчиненным удостовериться в том, что он мертв. Сержант Крис Спрег дважды выстрелил в неподвижное тело из винтовки.

Когда один из местных старейшин, которого не заметили Морлок и Холмс, рассказал, что гранату на самом деле бросили американцы, и обвинил их в убийстве, солдаты его проигнорировали. Горе приведенного на место гибели Гуля отца жертвы также не вызвало у военных никакой эмоциональной реакции. Они срезали с погибшего одежду и осмотрели труп на предмет татуировок и других особых примет.

Затем солдаты по приказу сержанта Калвина Гиббса начали в обход протокола по очереди фотографироваться с Мадином. Холмс, для которого это убийство стало первым за время службы, подчинился, хоть и позировал с явной неохотой. Рядовой встал над полураздетым подростком с сигаретой в одной руке, а другой схватил того за волосы и приподнял голову, как охотник с добычей. Морлок с большим воодушевлением повторил ту же позу.

Гиббс создавал на месте убийства атмосферу праздника: дурачился с телом, двигал его руки и рот, как у марионетки, будто покойный разговаривал и жестикулировал. Затем, используя медицинские ножницы, он отрезал мизинец Мадина и отдал Холмсу в качестве трофея за первое убийство.

Один из сослуживцев убийц позже рассказал, что Холмс привык повсюду носить с собой отрезанный палец в мешочке на молнии.

«Он так гордился этим пальцем, — вспоминал свидетель. — Хотел высушить его и оставить у себя навсегда».

Убийство 15-летнего афганского крестьянина стало первым в череде нападений американских военных на мирных жителей. Группа, состоявшая из как минимум пяти служащих армии США, ради развлечения и от скуки терроризировала обычных людей. Еще несколько сослуживцев знали о происходившем, но молчали. Раскрывшиеся подробности не только вызвали один из крупнейших скандалов за всю историю американской армии, но и подняли важный вопрос о роли в произошедшем милитаристской культуры.

Wikipedia