Кавалерия эпохи поздней Мин. Иллюстрация из китайского свитка XVII в.

Кавалерия эпохи поздней Мин. Иллюстрация из китайского свитка XVII в.

Источник: Wiki

Идея, согласно которой мир состоит из различных цивилизаций с непримиримо чуждыми культурами, но при этом все эти культуры так или иначе уступают Европе с точки зрения своей «развитости» и «прогрессивности», — это интеллектуальное наследие эпохи европейского империализма последних трех столетий.

В начале Нового времени подобное представление о мире было распространено гораздо меньше, пишет известный немецкий синолог, профессор Геттингенского университета Доминик Заксенмайер и автор книги «Глобальные связи человека, который никогда не путешествовал» (готовится к выходу в издательстве Academic Studies Press / Библиороссика). И уж точно это «колониальное» мышление не было свойственно герою книги — провинциальному китайскому чиновнику-христианину XVII века Чжу Цзунъюаню.

Это вполне естественно: китайские империи Мин и Цин (кровопролитная смена династий происходила на глазах Чжу), несмотря на все социальные потрясения, оставались крупнейшими экономическими субъектами на планете (по мнению некоторых ученых, Китай того времени даже был центром мировой экономической системы), а население Поднебесной середины XVII столетия (приблизительная оценка — 140 миллионов) почти в полтора раза превосходило население Европы (ок. 100 млн).

Несмотря на то, что Чжу, по-видимому, никогда не покидал пределов родной провинции, он вел жизнь глобального интеллектуала, наладившего тесные связи с представителями европейского религиозного и научного сообщества. Скромный провинциальный чиновник находился в постоянном контакте с европейскими миссионерами, пользовался христианским именем Косма (Cosmas), а его дом в портовом городе Нинбо в Восточном Китае стал опорным пунктом местной христианской общины и важным интеллектуальным центром, где европейские миссионеры (иезуиты и доминиканцы) общались с представителями местной элиты, знатоками китайской истории и конфуцианской философии (подобные знания были необходимы для сдачи сложнейшего государственного экзамена, без которого в Китае невозможно было получить место чиновника).

Сочинения Чжу (он оставил несколько научных трактатов) свидетельствуют, что «человек, который никогда не путешествовал» имел достаточно полное представление о европейской географии и политике. Но с учетом того, что бóльшая часть Китая находилась в огне, пишет Заксенмайер, герой книги едва ли мог осознать, что кризис середины XVII века имел не только региональное, но и глобальное измерение.

«Фактически жизнь Чжу примерно с 1616 по 1660 год совпала с бурным и жестоким периодом, который многие историки называют "глобальным кризисом XVII века", когда в разных частях света происходили крупные войны и восстания. Самые значительные примеры включают Тридцатилетнюю войну в Центральной Европе, династический переход в Китае, революционные события в Дании и Шотландии, гражданскую войну в Империи Моголов и неоднократные бунты в португальской Бразилии».

С любезного разрешения издательства публикуем с небольшими сокращениями главу «Эпохальные кризисы». Вам кажется, что мы сегодня живем в непредсказуемом, опасном мире, где каждый день приносит новые потрясения и катастрофы? Почитайте, что творилось в Китае XVII столетия, когда на смену одной вековой империи приходила другая.