У ряда австралийских племён до сих пор можно встретить магический обряд вызывания дождя. Проходит он так: два человека по очереди зачерпывают «заколдованную» воду из деревянного корытца и разбрызгивают ее в разные стороны, производя в то же время лёгкий шум пучками перьев, имитируя звук падающего дождя. Аборигены уверены, что совершение подобного ритуального действия может чуть ли не сиюсекундно вызвать дождь, даже если на небе не видно ни облачка. Иногда вызывают. Уж очень похоже, что московские девелоперы, риелторы и консультанты всерьез подошли к изучению самобытной австралийской магии. На всех деловых завтраках, конференциях и других встречах с участием прессы большинство игроков рынка занимаются ровно тем, что «зачерпывают заколдованную воду и разбрызгивают ее в разные стороны», не забывая при этом «имитировать шум дождя». Только вызывают они не дождь, а рост спроса и цен на рынке. А как еще, кроме как вспомнив древний магический ритуал, можно объяснить то, что все вокруг говорят о достижении рынком дна и в открытую призывают инвесторов поскорее совершать сделки, аргументируя это тем, что уже завтра хороших активов по таким ценам не будет – дескать, расхватают? При этом, положа руку на сердце, сказать, достиг рынок дна или нет, не может никто. Да и нынешние цены на жилую и коммерческую недвижимость бросовыми не назовешь. Типичная магия. Особенно, говорят, активно раскупают коммерческую недвижимость. На днях одна консалтинговая компания в своем отчете написала, что «повышенным спросом со стороны инвесторов пользуются помещения в формате street-retail на основных торговых улицах Москвы». Но стоило журналистам задать пару уточняющих вопросов, и уже сами представители этой компании признались, что речь идет, оказывается, лишь о нескольких (менее десяти!) сделках, не все из которых к тому же еще закрыты. Вот уж «повышенный спрос»! Другая компания того же профиля в своем исследовании уверяет, что многие компании стали интересоваться покупкой офисной недвижимости «для себя». Но привести реальные примеры сделок или хотя бы узнать их порядок не удается, что, в общем-то, может свидетельствовать в первую очередь о заинтересованности самой компании в развитии такого сценария, а не о его реальном присутствии на рынке. И так везде. Примеров игры с фактами можно привести множество. Я уже не говорю про то, что творится на рынке жилья. Достаточно бегло пролистать пресс-релизы, которые ежедневно присылают журналистам ведущие девелоперские компании, как появляется ощущение, что никакого кризиса на рынке нет и близко. «Рынок жилья начал оживать», «Спрос на недвижимость переходит из ознакомительного в реальный», «Цены перестали падать и вот-вот начнут расти» – под такими или схожими лозунгами девелоперские компании рапортуют о своих успехах на фронте борьбы с кризисом. Одновременно независимые аналитики фиксируют снижение цен и даже называют его рекордным. Кому верить? Вопрос, на мой взгляд, риторический. Хотя и тут есть нюансы: некоторые «независимые» аналитики уже давно скомпрометировали себя тем, что пытались выступать против рынка и делать себе громкий пиар на обещаниях скорого падения цен. Тем временем, пресса под давлением всех заинтересованных в росте и/или падении цен сторон продолжает тиражировать заявления и тех, и других. В итоге инвесторы и покупатели, у которых еще остались деньги, находятся в замешательстве, читая на одних и тех же порталах прямо противоречащие друг другу новости и «аналитические заметки». А такая ситуация никоим образом не способствует стабилизации рынка и его дальнейшему развитию. В споре слепого с глухим очень трудно найти компромисс… Недаром те же консультанты признают, что ожидания покупателей недвижимости и ее продавцов сегодня радикально не совпадают. Первые хотят доходность в 18 – 20% годовых, а вторые предлагают им лишь 10 – 12%. Дело в том, что каждая сторона потенциальной сделки старается читать те новости и статьи, которые обещают наиболее выгодный для них сценарий, и верить именно этим источникам информации. Впрочем, от одной лишь веры в то, что правильно проведенный магический ритуал, и правда, вызывает дождь, сам по себе ливень не прольется никогда. Пойдет он лишь в случае концентрации достаточного количества влаги в атмосфере – это закон природы. В нашем случае речь идет о том, что постоянно говорить о достижении рынком дна и надеяться, что оно и правда от этого наступит – наивно. Или все-таки не совсем? Увы, на рынке недвижимости законы природы действуют не всегда. Тут вероятность того, что цены двинутся в ту или иную сторону по «щучьему велению и моему хотению», все же присутствует. Она не велика, но она есть. Именно поэтому застройщики и риелторы готовы уподобиться даже австралийским шаманам, лишь бы путем усиленного колдовства добиться-таки желаемой концентрации влаги в атмосфере. Шаманы ведь тоже иногда угадывают, и после очередного обряда дождь, и правда, начинает барабанить по крышам бунгало и орошать засохшие поля… Но чаще они вынуждены совершать этот обряд до тех пор, пока дождю, на самом деле, не пора будет пойти. *** Конечно, хоронить рынок недвижимости не хочется, и для многих было бы неплохо, если бы дно, и вправду, оказалось под ногами. Факторов, свидетельствующих как в пользу, так и в опровержение этой версии, собрать можно много. Главное, уж очень хотелось бы слышать и получать от игроков рынка недвижимости заявления и данные, более адекватные нынешней макроэкономической ситуации, чем это происходит сейчас. Тогда и понять, достигнуто дно, или еще нет, будет куда проще – даже колдовать не придется. А пока ситуация не меняется, всем заинтересованным сторонам – как заклинателям роста цен, так и их падения, – остается лишь смотреть в будущее с оптимизмом, который, впрочем, тоже бывает с разной окраской. Как, например, в старом анекдоте: – Хуже уже не будет. – На вещи надо смотреть с оптимизмом: будет, еще как будет!
Как австралийская магия действует на недвижимость
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Никто сейчас не может сказать, достиг ли рынок дна
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...