«С началом стола загремела вокальная и инструментальная музыка. Музыканты одеты были чисто, певицы в белом одеянии и большею частью похожи были то на мопсов, то на борзых; брюнетки были как мухи в сметане, а блондинки как сыр в молоке, — иной бы подумал, что это сделано в угодность ревнивой жене, если бы камергер не был вдов».
Язык чуть тяжеловат, можно опознать XVIII век. Можно, но не без труда все-таки. Зато легко сообразить, что автор — человек остроумный и точно не лишенный дара слова.
Автор — Гавриил Добрынин, губернский прокурор в Витебской губернии, проживший непростую жизнь и многого сумевший добиться. Сын провинциального священника получил дворянство, высокий чин, был удостоен нескольких орденов. И дважды принимался за мемуары. Первый раз еще молодым человеком — чуть больше тридцати ему было, он осваивался на царской службе, чувствовал себя победителем, и в веселой книжке хотел зафиксировать как раз историю победы — историю того, как удалось ему вырваться из околоцерковной затхлости на свежий воздух, найти дорогу к чинам, к орденам, к собственному домику. И во второй — стариком уже, повидавшим разное. При жизни — и против воли автора — был опубликован только маленький фрагмент воспоминаний. Зато в 1871-м, через 48 лет после смерти провинциального мемуариста, когда «Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанную» начал публиковать журнал Михаила Семевского «Русская старина», Добрынин в кругах тех, кто интересовался историей и литературой, стал, пожалуй, звездой. И, пожалуй, заслуженно.
Потом позабыли, конечно, теперь его место — где-то в примечаниях к текстам великого Николая Лескова. Зря позабыли, между прочим. Вот, смотрите.
Способный мальчишка
Мы сосредоточимся на первой части «Истинного повествования», поговорим о детстве и юности Добрынина. А еще того больше — о странных, смешных и сомнительных деяниях Кирилла (Флоринского), епископа Севского и Брянского, который как раз и является настоящим героем начальных глав добрынинских мемуаров.