Новые кондоминиумы, Бонита-Спрингс, 2021 г. Из проекта Floridas

В конце января 2023 в берлинском фотографическом музее C|O стартовал новый выставочный сезон. На первом этаже здания возле станции Zoologisches Garten — живой классик Уильям Эгглстон (р. 1939) с ретроспективой «Тайна обыкновенного», а на втором — Floridas Анастасии Самойловой (р. 1984), американской фотографки российского происхождения. Такое соотнесение неслучайно, и британский куратор Дэвид Кэмпани, много работающий с Самойловой, написал об этом статью для музейной газеты.

Параллельно, в марте в Берлине проводится European Month of Photography (EMOP), и в его рамках у Самойловой — сольная выставка в Studio Hannibal, групповая в галерее CONRADS и участие в EMOP Special, курированном проекте для молодых фотографов. Наконец, недавно вышла новость, что Самойлову начинает представлять галерея Wentrup (Берлин-Гамбург), и в конце марта состоится первый показ (совместно с живым классиком Олафом Метцелем).

Это только то, что происходит в Германии; а в феврале, например, Самойлова успела открыть сольную выставку в барселонском Fundacion MAPFRE, приуроченную к выходу новой книги Image Cities. В России при этом она известна не так широко. Была выставка в московском Манеже в 2021 в рамках проводимого МАММ Фотобиеннале; в результате Анастасия вошла в шорт-лист Deutsche Börse Prize.

Из каких шагов складывается эта впечатляющая карьера?

Самойлова закончила бакалавриат в РГГУ в Москве в 2007, а магистерскую степень получила уже в Университете Брэдли (США) в 2011. Затем до 2016 она преподает, и параллельно занимается построением собственной карьеры как художницы/ фотографки. Ее первый большой проект, по результатам которого в 2015 издана книга — Landscape Sublime («Возвышенный ландшафт», термин из искусствоведческой теории).

Ландшафтную фотографию Самойлова понимает очень специфически: выстраивает сложные пространственные конструкции из характерных картинок, находящихся в общественном пользовании — молний, радуг, ледников. Добавляет студийный свет, и потом снимает. Тем самым образ проходит путь от трехмерного явления к двумерному, от него снова к трехмерной репрезентации и опять к плоскому отображению. В этот период (2014–2015) Самойлова, изучавшая еще в России, среди прочего, архитектуру — интересуется работой с пространством, и ведет с помощью фотографии диалог со зрителем, с коллективным восприятием, и со своим собственным.

Что такое айсберг, которого я никогда не видела/не видел? Если объект существует в сознании только на основании фотографий или видео из условного National Geographic, снятых в идеальную фотогеничную погоду, то как к нему относиться, как его представлять, какое отношение он имеет к реальности (которая сама конструкт)? В интервью Самойлова говорит: «Что меня привлекло к фотографии, это понимание, что можно придумать собственный мир и создать о нем правдивый отчет.» Здесь можно фантазировать об идейной близости к тому, что делает Томас Деманд или, например, Роджер Баллен — хотя визуального или технического сходства между ними мало. В некотором роде, у Самойловой получается такая чистая и холодная осцилляция между геометрической абстракцией и отображением реально существующих объектов, что приближает ее к тому, чем занимался Фрэнк Стелла, что ли.

Эта тонкая и вдумчивая серия принесла Анастасии Самойловой известность — с 2014 по 2018 у нее состоялись 6 персональных и множество групповых выставок (в основном, в США).

Ледники, 2014. Из проекта «Возвышенный ландшафт»

Молнии, 2014. Из проекта «Возвышенный ландшафт»

Радуги, 2014. Из проекта «Возвышенный ландшафт»

Шторма, 2014. Из проекта «Возвышенный ландшафт»

Солнечный день в горах, 2015. Из проекта «Возвышенный ландшафт»

Затем она переезжает во Флориду. Изначально намеревается продолжать студийную работу; по ее словам, в Нью-Йорке никто себе не может позволить жить, так что на условном востоке США остается выбор между Чикаго и Майами. Однако, планы изменяются, именно к этому периоду относится резкий поворот в ее интересах и методах работы. Анастасия начинает снимать на улицах, на природе. Следующий ее проект, документальный, превращается в книгу Flood Zone («Зона затопления»), изданную издательством Steidl в 2019.

Ее новым героем становится Флорида как мираж рая, город-симулякр, город-биллборд. Изменившаяся береговая линия, участившиеся ураганы и наводнения максимально наглядно иллюстрируют климатические изменения: море наступает. Это было бы нормально, всегда что-то в жизни меняется, и Флорида знала другие русла рек и другое количество воды в болотах; но современный человек отказывается реагировать по существу (бороться с глобальным потеплением), и отказывается приспосабливаться (перестраивать инфраструктуру, вкладывать больше денег в безопасность, селиться подальше от воды). Созданный впервые еще в 1930-е образ курортной жизни без забот, на котором базируются инвестиции в недвижимость — слишком выгодно поддерживать. Нужно только транслировать бесконечно оптимистичную картинку и строить новые дома для желающих переселиться в вечное лето без прошлого и будущего. Недвижимость здесь может только дорожать — неважно, хотите вы обзавестись дачей для выходных или запарковать деньги на несколько лет. Символом Майами стал фламингово-розовый цвет, он повсюду, и в первую очередь — на огромных фото-полотнах, в которые завернуты бетонные конструкции, будущее элитное жилье. Кэмпани пишет, что классическое арт-деко в Майами было белым. Только в 80-х, из боязни потерять туристов из-за кокаиновых перестрелок, добавили мейк-ап. И теперь он выглядит так, словно был всегда. Искусственность — часть прелести.

Розовые стены зарастают плесенью, к пляжам приплывают ламантины; природа прет изо всех щелей, дистопия на марше. Яхта на мели; сверху видно, как темно-синяя морская вода подбирается к дому с крашенным в бирюзово-голубой цвет бассейном. Пальмы, которых тут раньше не было, которые специально завозили — повалены ураганом вместе с подпорками.

Вот эти явные зазоры между ярким образом и тем, что под ним скрывается (или тем, что он скрывает) — показывают, как произошел фазовый переход Самойловой-художницы от студийного проекта к проектам документальным (в смысле снятым на улице). Если раньше она создавала архитектурный проект, скажем так, с нуля, то теперь ей достаточно оказалось наблюдать; реальность, собранная из картинок, фотографий и жизнерадостных рендерингов вылепливается вокруг нее и так. Детали изображения готовят другие, надо быть достаточно внимательной.

«Зона затопления» дала мощный толчок карьере Анастасии Самойловой: только сольных выставок в его рамках этого проекта было с тех пор полтора десятка. Расширилась их география, кроме США это теперь Нидерланды, Германия, Испания, и так далее.

Фотография из проекта «Зона затопления»

Фотография из проекта «Зона затопления»

Фотографии из проекта «Зона затопления»

Фотография из проекта «Зона затопления»

Фотографии из проекта «Зона затопления»

Фотография из проекта «Зона затопления»

Фотографии из проекта «Зона затопления»

Фотография из проекта «Зона затопления»

Фотографии из проекта «Зона затопления»

Фотография из проекта «Зона затопления»

Следующим большим проектом Самойловой становится Floridas; книга вышла год назад в издательстве Steidl, и с тех пор начались выставки в его рамках, включая четыре уже случившиеся институциональные.

Floridas — одновременно развитие темы Flood Zone и диалог с американским классиком фотографии Уокером Эвансом, работы которого занимают треть объема книги. Впервые Эванс снимал южный штат в 1934, а в 1941 работал там 6 недель для документальной книги Карла Бикела Mangrove «Мангровый берег: история западного побережья Флориды». Для проекта он строит визуальное повествование, не связанное с текстом напрямую и не иллюстрирующее его. Согласно Кэмпани, именно начиная с этого момента он становится тем Эвансом, которого мы знаем, исследователем зазора между идеалом и блеклым, но порой прекрасным фактом. Книга не пользуется большим успехом, а вошедший в нее корпус работ остается до недавнего времени известным, в основном, специалистам.

И тут сходятся звезды. Самойлова обнаруживает в Эвансе своего предшественника, и вступает с ним в диалог. Кроме всего прочего, оказывается, что Эванс еще с начала 30-х снимает на черно-белую пленку тотальное изображение. Рукописные биллборды становятся не менее важной частью картинки, чем люди, например. Дома — пустые поверхности, изрезанные резкими тенями, а шикарные отели превращаются в руины до того, как будет завершено строительство. Продаваемая по всему миру радостная открыточная реальность существует в основном на стендах сувенирной продукции. А еще в снимках Эванса появляется его собственная тень — он перестает быть бесплотным наблюдателем.

Обложка книги Самойловой — фотография ее тени, наложившейся на темноволосый парик, выброшенный волнами, полузасыпанный песком; получается черно-белый отпечаток русалки на пляже.

Потерянный парик, 2017. Из проекта Floridas

Слева: Зеркало Венеры, Майами, 2020 | Справа: Крыльцо, Ки Ларго, 2020. Из проекта Floridas

Пустые участки, Мехико-Бич, 2021. Из проекта Floridas

Слева: Отражения фламинго, 2018 | Справа: Розовая стена, залив Пальметто, 2020. Из проекта Floridas

Гаторама, 2020. Из проекта Floridas

Слева: Ржавая машина, 2020 | Справа: Забор из сетки, Майами, 2018. Из проекта Floridas

Кроме воскресенья, Панама-Сити-Бич, 2021. Из проекта Floridas

Слева: Отражение, Лейк-Плэсид, 2020 | Справа: Автомобильное отражение, Майами-Бич, 2018. Из проекта Floridas

Посетитель пляжа, Нейплс, 2021. Из проекта Floridas

Так в чем важность Анастасии Самойловой, что она сообщает миру?

Она умеет вести визуальный разговор одновременно в нескольких регистрах, выстраивая полифоническое звучание и не позволяя вполне довериться обаянию картинки, или истории, или любому однозначному прочтению. Работы Самойловой — тревожащие и броские; важной чертой ее поэтики является дистанция, на которую может подойти зритель. Всмотревшись, начинаешь различать детали. Вот бывший курортный поселок, множество щитовых домов смыло ураганом, только пальмы торчат. Один-единственный дом стоит почти у воды — его хозяин не послушал застройщиков и все сделал с серьезным запасом прочности (Empty lots, Mexico beach, 2021). Вот дорога, дважды разрушенная ураганами, ее насыпают поверх каждый раз (Alligator Point, 2021). Дом-купол с перевернутым флагом на фоне грозового неба (протест против победы Байдена). Вот бледно-зеленый ангар магазина оружия. Вот затопленная псевдо-венецианская лагуна. И все это тонет в отражениях и бликах: вода, зеркала, яркие цвета!

Глубоко референтная Самойлова ходит вокруг своей темы кругами, и выстраивает десятки заочных диалогов — с Эвансом, с тем же Эгглстоном, со Стивеном Шором. Современность хватает 30-е за хвост; оказывается, люди ничему не учатся и более чем рады забываться в бесконечном настоящем.

Ее Флорида — такое чересчур-место, под своей излишней медийностью скрывающее пустоту, бесконечный транзит, не-место. И дело не в отдельной локации на карте; снимая тропическую мечту, Самойлова говорит о современном мироустройстве.