В издательстве «Бомбора» вышла книга «Кокетливый интеллект. Как научить искусственный интеллект флиртовать?». Ее автор, физик Джанель Фейн специализируется на искусственном интеллекте и пишет в различные СМИ тексты о смешных, а иногда и очень тревожных случаях, когда алгоритмы неправильно понимают человека.

Человек в обличье бота

Часто люди ставят перед ИИ слишком сложные для него задачи. Иной раз разработчики осознают наличие проблемы, только когда алгоритм при решении задачи терпит крах. В других случаях они не замечают, что ИИ выполняет другую, более простую задачу, чем та, которую перед ним поставили (например, когда при выявлении заболеваний ИИ вместо анализа медицинских записей всего лишь измеряет размер файла). Но есть и программисты, которые лишь притворяются, что нашли ИИ-решение, а сами тайно используют человеческий труд.

Труд людей выдают за работу ИИ куда чаще, чем можно подумать. Применение машинного обучения во многих областях привлекательно тем, что алгоритмы способны обрабатывать огромные массивы информации, анализировать сотни снимков или транзакций в секунду. Но если объем работы мал, проще и дешевле поручить ее человеку, чем создавать для той же цели специальный ИИ. В 2019 году было подсчитано, что 40% европейских стартапов, вроде бы работавших в области искусственного интеллекта, вообще не применяли ИИ.

Иногда использование человеческого труда — это временное решение. Технологическая компания может сперва построить макет ПО, где все делают люди, чтобы протестировать пользовательский интерфейс и общий алгоритм работы или чтобы проверить интерес инвесторов к разработке. Иногда такой макет даже служит источником обучающих данных для ИИ, который в итоге интегрируют в систему. Подход «притворяйся, пока не получится» временами оказывается очень разумным. Однако здесь присутствует доля риска — есть вероятность, что компания не сумеет реализовать такой ИИ, какой продемонстрировала ранее. Задачи, посильные для человека, могут быть слишком трудными или неподъемными для ИИ. Просто люди, негодяи такие, привыкли решать широкие задачи, не сознавая этого.