Митинг в поддержку Светланы Тихановской, 30 июля 2020 года

Митинг в поддержку Светланы Тихановской, 30 июля 2020 года

Фото: Wikipedia / Homoatrox

На фоне российского вторжения в Украину новости из соседней Беларуси — по крайней мере те, что напрямую не связаны с войной — сами собой отошли на второй-третий план новостной повестки. Правильнее сказать даже не «из Беларуси», а «от белорусов»: ведь нация постепенно дрейфует к статусу разделённой. Только за последние два года из республики с населением чуть больше девяти миллионов человек уехали от 144 до 172 тысяч граждан. Это как если б не стало населения всего Оршанского района Беларуси или целого города Барановичи.

Речь идёт не о трудовой миграции, как в сравнительно спокойные прежние годы. За рубеж целенаправленно уезжают те, кто принципиально отказались жить в лукашенковском государстве. И символической точкой сборки для белорусских эмигрантов стал бело-красно-белый (бела-чырвона-белы) флаг, альтернативный текущему официальному у себя на родине.

«Я заклеила флаг на номерах [авто] сразу после начала войны. Так уж получилось, что примерно в то же время появились стикеры с бело-красно-белым стягом. И это было очень уместно, потому что я не хочу иметь с официальным флагом ничего общего. […] У нас все знакомые с такими [бело-красно-белыми] номерами ездят»

— Вероника, эмигрантка из Беларуси (живёт в Литве)

По другую же сторону кордона отношение к БЧБ диаметрально противоположное. Не то что публичное вывешивание, но и домашнее хранение флага рассматривается лукашенковскими силовиками как тяжёлое преступление. Поводом для уголовного дела может послужить даже коробка неправильных цветов, выставленная на балконе.

Как так получилось, что одна из последних диктатур Европы стала панически бояться сочетания красного с белым? Является ли БЧБ-флаг нацистским, как навязчиво уверяет минский режим? И почему именно это полотнище, а не официальное красно-зелёное, действительно олицетворяет собой века белорусской истории?

Рождённый революцией, но с великокняжескими корнями

Прежде всего, бело-красно-белый флаг — это отсылка к Великому княжеству Литовскому. Ведь ядром этого существовавшего в XIII-XVIII веках государства выступали современные территории не только Литвы, но и Беларуси. Первая княжеская столица размещалась в белорусском Новогрудке, а западнорусский язык, предок современных украинского и белорусского, обладал в государстве официальным статусом.

Исторически соперниками ВКЛ выступали рыцарские немецкоязычные ордена Прибалтики и Московское княжество, а главным союзником — Польское королевство. В 1569 году Польша и Литовское княжество объединились в союз Речь Посполитую, где будущие белорусские земли до самого конца «федерации» пользовались широкой автономией от Варшавы.

Памятник литовскому князю Гедимину в Вильнюсе. На флаге — «Погоня», использовавшаяся на гербе Великого княжества Литовского

Фото: Jerzy Strzelecki / Wikipedia

И в качестве главного символа Литовское княжество использовало герб «Погоня», ныне также ненавистный лукашенковским властям и признаваемый белорусской оппозицией. На нём изображался вооружённый воин верхом на коне. Эту же эмблему обычно нашивали и на боевых красных или красно-белых знамёнах.

Вместе с ними в польско-литовском войске использовали и хоругви, маленькие двуцветные флажки без герба. Их в XXI веке и принято считать провозвестниками современного БЧБ. О систематическом использовании красно-белых хоругвей свидетельствовали многие авторитетные средневековые хронисты вроде Яна Длугоша или Мартина Бельского. Конечно, о полном тождестве речи не идёт. Например, на известной картине «Битва при Орше 1514 года» автор запечатлел не трёхполосные, а белые с красным крестом флажки у литовской кавалерии.

Здесь уместно напомнить, что красный с белым служат государственными цветами и для Польши, а вот у современной Литвы ситуация с флагами интереснее. В балтийской стране есть официальное жёлто-зелёно-красное полотнище, разработанное уже в ХХ веке, и есть особое историческое, с белым всадником на красном фоне.

Битва под Оршей 1514 года — одна из последних крупных побед польско-литовских войск над Русским царством и одно из первых свидетельств об использовании бело-красных флагов в ВКЛ, картина Ганса Крелла

Изображение: Wikipedia

В конце XVIII века, с разделами Речи Посполитой и ликвидацией Великого княжества Литовского, белый и красный цвета не исчезли из белорусской культуры. Их использовали в эмблемах местных воинских частей, традиционной одежде, на гербах городов. Красные и белые ленты служили символикой участвовавшим в Январском восстании 1863–1864 годов белорусам.

Имя одного из героев того движения, Константина (Катуся) Калиновского, сейчас носит воюющий на стороне Украины против ВСРФ добровольческий батальон из белорусских эмигрантов.

Правда, устоявшуюся традицию в трёхполосный флаг белорусы оформили с самым падением Российской империи. В 1917 году, с подъёмом национальных движений после Февральской революции, белорусские демократы решили обзавестись полновесной символикой. Проект флага разработал архитектор Клавдий Дуж-Дужевский. Он взял два традиционных цвета и сложил их в немудрёной форме трёх горизонтальных равновеликих полос, классической для европейских стран. Так и появился БЧБ-флаг — минималистичный и при этом запоминающийся.