
Металлолом в порту Элизабет, Южная Африка
Universal Images Group via Getty Images
Съездив недавно в ЮАР, я написал статью о кризисных явлениях в этой стране, которая вызвала множество комментариев в духе «А что ты предлагаешь взамен?» Допустим, все признали, что деколонизация Африки была большой ошибкой, местные правительства коррумпированы и неэффективны, а делать-то что? Ведь мирового правительства нет, принцип суверенитета стран лежит в основе системы международного права, а идеи о пользе деколонизации, всеобщем равенстве и прочие левацкие нарративы популярны не только в бывших колониях. В ответ я попробовал сформулировать несколько более-менее реалистичных идей о том, как можно было бы политически приемлемо исправить некоторые ошибки деколонизации.
Понятно, что в современном мире, в котором ядерная держава ведет агрессивную войну, проблемы беднейших государств отходят на второй план, и при взгляде из сегодня некоторые мои предложения выглядят несколько утопично. Однако у меня мало сомнений в том, что с течением времени проблема failed states будет только нарастать и мировому сообществу придется что-то с ней делать. Иными словами, формулируя свои предложения, я стремился к их реалистичности в условиях мира образца середины нулевых, когда не было открытой конфронтации между крупнейшими державами, а мировое сообщество было готово к большей кооперации в решении мировых проблем.
Признаюсь сразу, что эта штудия для меня важна совсем не потому, что я как-то особенно увлечен благополучием беднейших стран мира. Мой интерес к этой области возник довольно давно, после того как, поработав и в российской власти, и в российской оппозиции и равно разочаровавшись в обеих, я пришел к мысли, что внешнее управление силами бюрократов, выросших в других культурных условиях, является лучшим возможным решением даже для России и стран сходного с ней уровня развития. Просто на примере очевидных failed states гораздо легче сначала обосновать необходимость, а затем экспериментально доказать эффективность отдельных элементов внешнего управления, а также отработать его ключевые механизмы. Если через десятилетия их эффективность не будет вызывать сомнений, защищать свое право суверенно жить плохо будет политически сложнее не только в failed states.
В качестве отправной точки для дальнейших рассуждений я изложу несколько фактов и гипотез (о некоторых я уже писал), на которые буду опираться в дальнейших рассуждениях.
1. Целый ряд стран мира в течение уже нескольких десятилетий демонстрируют постоянную политическую нестабильность и негативную динамику большинства социально-экономических показателей. В основном это бывшие колонии в Африке: 9/10 стран, чей подушевой ВВП сегодня ниже уровня 1960 года, освободились от колониальной зависимости в шестидесятых.
2. Большинство таких стран и территорий — постоянные получатели масштабной экономической помощи от развитых стран и благотворительных организаций. По данным Всемирного банка, шесть стран и территорий получают в качестве помощи более 30% ВВП, около 40 стран и территорий — более 10% ВВП. Иначе говоря, в мире есть 30–40 стран, иностранная помощь которым превышает 1/3 доходов их собственных правительств, и около 10 стран, международная помощь которым превышает доходы их собственных правительств, у некоторых — кратно.
3. В районе 80–90% международной помощи (не путать с кредитами или инвестициями) поступает таким странам от правительств и благотворительных организаций развитых стран. Развитые страны (их граждане) также являются основными донорами и институтов развития, и большинства частных благотворительных организаций. Т.е. развитые страны в лице большого числа акторов и так по факту несут основные расходы по содержанию failed states. Прекращение такой помощи будет означать масштабную гуманитарную катастрофу. Предоставление же ее на таких основаниях, как сейчас, редко где способствует заметному улучшению ситуации.
4. Значительная часть помощи разворовывается местными элитами или тратится неэффективно.
А, например, Китай даёт деньги всем, просто выкупает у них страну. И как вы с ним будете управляться? Для него проблемы посадить беженцев под замок или на то же дерево, с которого они слезли, не проблема
Дисклеймер: этот пост только для тех, кто ещё не в курсе биографии автора, связанной с его академическими изысками. Написан исключительно для уточнения понимания степени квалификации субъекта и его отношения к поиску истины как таковому.
Ссылка на диссернет: https://www.dissernet.org/expertise/nekrasovda2012.htm — разбор диссертации Некрасова Дмитрия Александровича «Совершенствование интеграционных процессов управления инновациями в инфраструктуре корпоративного управления»
P.S. Я не читал эту статью и не собираюсь, поэтому спорить со мной по её содержанию бессмысленно.
То, что диссертацию списал - это плохо. Но то, что кто-то что-то когда-то плохо сделал - не означает, что этот человек до конца своей жизни никакой ценности не представляет (даже в той области, где плохо поступил). Наказание - как я понимаю по ссылке - он понес - звания лишили. Если кто-то хочет об этом факте напомнить - конечно полное право имеет - для полноты картины. Но все же здесь мы обсуждаем не человека, а высказанные идеи. Мне в этом смысле не важно даже сам человек все эти идеи сформулировал или это 100% компиляция (или - скорее всего - что-то посередине).
Поправка: Не списал, а купил. Николаев особо отмечает это свое достижение и просит не путать.
Само собой, это лишь маркер в копилку указаний на некомпетентность данного субъекта. IMHO конечно. Некоторые вон Вангу или Пескова за достоверный источник мыслей полагают.
С одной стороны - полностью поддерживаю фразу о том, что проблема несостоятельных государств будет только нарастать. Боязнь обвинений в нео-колониализме будет останавливать все попытки обсуждения базовых причин. Неудачи следования матре "все решения должны приниматься и реализовываться местным населением" будут оправдываться проблемами колониального наследния. И это будет продолжаться еще очень долго с очень печальными последствиями - военными режимами возникающими вместо демократий (как уже произошло за последние два года в Мали, Нигере, Букрина Фасо и Чаде), войнами и голодом. В результате миграционный поток из Африки в Европу выйдет на десятки миллионов людей в год. Будут ли к тому моменту у Запада силы и ресурсы заняться внешним управлением - большой вопрос. Но можно предоложить, что попытаются.
С другой стороны - если попытаются внедрять внешнее управление - возникает масса вопросов. Самый наглядный недавний пример, наверное, Афганистан. Там фактически было внедрено то самое внешнее управление, о котором мы говорим. Или можно сказать оккупация (как товарищ в комментариях предлагает). За 20 лет было потрачено более 2 триллионов (!!!) долларов. Большая часть, конечно, на военные действия но даже если процент трат на гражданское восстановление был 10%, то это все равно 200 миллиардов долларов. Я не могу сказать, что знаю все детали - но подход в гражданской сфере был более-менее такой, как предлагает автор статьи. Результат мы знаем. Ирак получился не намного лучше. Я не говорю, что эти примеры должен полностью остановить обсуждение частичного внешнего управления. Но......
Ну и по некоторым конкретным пунктам из статьи:
- Доноры "не должны навязывать отдельные, особенно непопулярные, решения". Если ты говоришь делайте это или мы лишим вас 50% процентов бюджета - высока вероятность, что решение будет принято. Но когда возникнут проблемы - обвинят внешний управленцев...
- "...структуры для контроля над таможней, Crown Agents реализовывали, в частности, в Македонии, Албании, Судане, Эфиопии, Кыргызстане и Гане. Результаты были разные, преимущественно, хотя и не только, позитивные." Было бы интересно узнать, где был негатив (и может быть вкратце почему....)
В целом, мне кажется, более реальным сценарий, когда прогресс в генетике позволит по крайней мере обеспечить всех едой - снижая таким образом миграционное давление. А дальше надеяться, что люди все-таки как-то там - пусть и феодально - но жить будут. К слову сказать, 200 лет назад коррупция в Англии тоже зашкаливала...
Вывод: я бы сконцентрировался на программах планирования семьи, потому что фертильность там и так высокая, а в ситуации войн, голода и тп люди как правильно рожают еще больше. И тогда даже прогресс в генетике может не помочь с обеспечением продовольствием... (про охрану окружающей среды в Африке можно уже забыть - ничего не сохранится...)
Еды в мире и сейчас производится предостаточно, если где-то и случается голод, то он обусловлен крахом местных управляющих структур и, как следствие, логистики и распределения.
Где-то предостаточно, а где-то не хватает. В рамках рынка это перераспределяется по рыночным ценам. Суть в том, что в Африке уже сейчас не производят достаточно продовольствия для себя. А население там удвоется через 30 лет. Если не будет очередной генетической/зеленой революции в производстве продовольствия с существенным падение себестоимости производства по крайней мере некоторых его компонент - например белков, то денег на закупку на внешнем рынке у них не будет... Логистика и распределение здесь вторичны. Даже если логистику улучшить, что обычно тоже требует вложений, то все равно окончательная цена на продовольствие будет не маленькая (а население продолжает расти...)
Дельные предложения. Быть может, такую внешнюю структуру можно было бы организовать в рамках ОЭСР, а со временем она могла бы выйти на самоокупаемость за счет процентов от оказываемой помощи. Важно также обеспечить не только оказание профессиональных услуг, но и кооптацию и обучение местных жителей, с тем чтобы они перенимали практики управления и со временем могли бы справляться с этим самостоятельно. Это исключило бы обвинения в том, что предлагаемая система консервирует разрыв в качестве управленческих практик. Интересно было бы также услышать мнение тех, кто занимается организацией помощи бедным странам на профессиональной основе.
Реформаторы из 90-х зачастую так и рассуждали. Нанятые ими на западе специалисты со временем массово коррумпировались. Т.е. не они меняли среду, а среда — их.
Чтобы внешнее управление было эффективным, нужен режим оккупации. Апартеид был разновидностью оккупационного режима, как и некоторые диктатуры.
Можно добровольно ограничивать суверенитет в отдельно взятых областях, как в случаях с той же таможней или некоторыми видами судов. Невозможно от него отказаться полностью. Никому ваши (наши) проблемы не сдались, никто извне не придет и не принесет разумное и мудрое управление. Только сами, и уж тут как получится.
вы, кажется, невнимательно читали статью. в ней указано, что важным условием должно быть то, чтобы нанятые бюрократы боялись антикоррупционного законодательства страны происхождения. в случае если услуги будут оказываться дистанционно, это и того проще. полностью от суверенитета отказаться автор и не предлагает. за услуги предполагается оплата - вот вам и интерес, и мотивация.
Если от суверенитета не отказываться, то почему извне привнесенные правила будут работать и преодолевать местные дурные обычаи? В режиме оккупации хотя бы все понятно, не слушаешься — вот тебе силовая санкция. А тут что?
Статью я читал. Включая ту, первую, опубликованную в нежелательной соцсети. Выше изложил впечатление. от прочитанного. Внешний контроль отчасти эффективен. Границы его эффективности крайне ограничены, и ничего с этим не сделать. Пытаться кого-то оккупировать в наши времена — признак альтернативной одаренности. Проект пост-колониниализма предлагаю считать заранее несостоятельным.
Про энфорсмент автором обещана вторая часть - почитаем.
Подпись под фото должна быть «в Порт-Элизабет».
Благие намерения!
Но ничего не получится пока западные леваки будут вещать о вреде белого колониализма, что все беды Африки от ее колониального прошлого, а западные политики им будут поддакивать.
Пока не перестанут трындеть о самобытной африканской культуре и праве наций выбирать свой путь "развития", вместо того, чтобы раздавать презервативы.