Alexander Legky, Александр Легки/Global Look Press
В детских садах и школах России набирает обороты военно-политическая пропаганда: «Разговоры о важном», новые учебники истории и чествование «героев СВО». Что делать в такой ситуации российским родителям, которые не хотят, чтобы их дети заражались милитаризмом и имперскими идеями? Об этом в интервью Republic рассказал доктор психологических наук, педагог, антрополог, заслуженный работник высшей школы РФ, академик РАО Александр Асмолов.
«Наивные упования идеологов на «Разговоры о важном» не учитывают сложности формирования личности ребенка»
— Прошло уже больше полутора лет с начала войны. Как вы оцениваете влияние пропаганды на систему образования и, соответственно, на детские умы?
— Каждый раз, когда мы думаем о детстве, мы сталкиваемся с тем, что, прежде всего, не совсем четко понимаем, как изменился мир детства. Это то, что мой любимый психолог Лев Семенович Выготский называл «социальной ситуацией развития ребенка». Поэтому те или иные воздействия мира взрослых на мир детей мы или переоцениваем, или недооцениваем. И хотя кризису, который начался после февраля 2022 года и который многие называют «гуманитарной катастрофой», уже больше полутора лет, мы все еще недостаточно четко понимаем истоки произошедших событий. В результате мы, как внутри России, так и за ее пределами, оказываемся заложниками упрощенного видения ситуации. В том числе выдвигаем некоторые гипотетические конструкции, которые основаны на шаблонах и стереотипах.
В связи с этим я бы хотел обратить внимание на несколько моментов.
Один из стереотипов заключается в наивном убеждении, что в общении с детьми ключевую роль играют те или иные манипуляции управленческих структур, в том числе манипуляции со стороны структур, связанных с управлением образованием. Такая установка массового сознания вызывает у меня определенный сарказм. Объясняю, почему.
Образование только тогда может повлиять на развитие личности ребенка, когда оно учитывает мотивы и механизмы становления человека как личности.
Доминирующая характеристика как нынешней системы управления образованием, так и многих других управленческих структур в России ХХI века — это кризис профессионализма. Но только профессионалы способны разработать каналы просвещения и пропаганды, которые могут трансформировать установки сознания детей и родителей. Только профессионалы, понимающие, какие стили воздействия могут изменить сознание и взрослого, и ребенка, могут быть эффективными в решении поставленных перед ними задач.