Владимир Путин на выставке «Регионы России»

Владимир Путин на выставке «Регионы России»

Kremlin.ru

«Ехать, возможно, будем быстро, но недолго». Эти слова главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, произнесенные ей на пресс-конференции 15 декабря, вполне можно назвать фразой месяца. Они прозвучали диссонансом к заявлениям кандидата на выборах президента РФ Владимира Путина, утверждавшего, что будущее российской экономики восхитительно, а самолетов Россия и вообще будет производить даже больше, чем весь СССР на пике своих сил. Но и помимо этого заочного рассогласования прогнозов экономики России, последний месяц второго года СВО был полон экономических событий, которые заставили понервничать даже самых благодушных граждан страны.

Настроения бизнеса сменяются на пессимистичные

Большую часть уходящего года российский бизнес пребывал в сладких ожиданиях скорого роста и обогащения. Как же — иностранные конкуренты с внутреннего рынка ушли, правительство провозгласило курс на импортозамещение, у части населения выросли доходы и это потянуло вверх спрос на целом ряде рынков. Просто-таки «идеальный штиль», долгожданная «полоса варенья», когда можно мчать свой бизнес вперед без малейших ограничений! Экономисты, правда, говорили, что реальность скоро станет совсем иной, но менеджеры отмахивались, говоря, что они-то — на земле, в рынке — и потому им лучше видно, как дела обстоят и будут обстоять.

Но к концу года выяснилось, что «кабинетные ученые» оценили конъюнктуру лучше и прогноз дали более точный. Поэтому опросы, призванные обеспечить замеры настроений малых и крупных компаний, вдруг показали, что прежний оптимизм предпринимателей сменился «адекватной оценкой возможностей развития бизнеса в условиях перегрева экономики» (прямо по Банку России!). Капитаны бизнеса стали дружно сообщать о снижении инвестиционной активности и корректировке планов развития своего бизнеса. Как выяснилось, развитию компаний уже мешают дефицит кадров, неопределенность на рынке и высокая стоимость заемного финансирования. При этом наиболее чувствительными к ухудшению условий оказались производственные компании, активность которых в начале 2023 года подкреплялась резким ростом внутреннего спроса и расширением господдержки проектов импортозамещения.