Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные бомбёжкой, 10 декабря 1942 года

Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные бомбёжкой, 10 декабря 1942 года

Фото: Wikipedia / Boris Kudoyarov / CC-BY-SA 3.0

Уже почти полгода заслуженная учительница РФ Тамара Эйдельман на своём YouTube-канале ведёт проект «Разговоры о важном». С опорой на факты педагог рассуждает на темы в рамках программы официозных «Разговоров…», введённых в российских школах после полномасштабного вторжения в Украину. Один из последних выпусков посвящён 80-й годовщине снятия блокады Ленинграда.

В интервью Republic Тамара Натановна рассказывает об этом скорбном эпизоде Второй мировой войны, делится, как лучше говорить с детьми о неоднозначных персонажах из прошлого и объясняет, почему прекрасная Россия будущего невозможна без победы над домашним насилием и окриками учителей.

«Пропаганда учит погибать с лёгкостью. Но если ты готов отдать свою жизнь — то ты и чужие можешь забирать легко»

— Тамара Натановна, здравствуйте! Сама по себе блокада Ленинграда выглядит событием с мощным антитоталитарным зарядом: никаких сокрушительных побед или строек века, одни обречённые на голодную смерть люди. Как так вышло, что эту дату в своих интересах эксплуатировала сперва советская, а сейчас и путинская пропаганда?

— Если коротко, то всё это девальвация страданий, которую они так успешно используют и с другими датами. При этом, знаете, у меня такое ощущение, что в первые годы после войны про блокаду вообще речи не было.

Тамара Эйдельман

Василий Максимов / Republic

Ленинградцев — прежде всего, писателей — обвиняли, что они эксплуатируют тему страданий Ленинграда, выпячивают Ленинград вперёд остальных городов. Это всё ещё наложилось на Ленинградское дело, когда партийных руководителей примерно в том же обвиняли, что они выпячивают свой город, якобы свою партию создают. И не случайно, что как раз в те же годы был разгромлен Музей блокады.

https://www.youtube.com/watch?v=dpHJWXS2BmQ&list=PL7Ntiz7eTKwrGwJe12Qr1LG2zj5XXHvuO&index=17&ab_channel=TamaraEidelman

И вот в 1950–1960-е годы начинают говорить хоть какую-то часть правды о войне, о блокаде. Появляются «Дневные звёзды» — сначала книга Ольги Берггольц, потом фильм Игоря Таланкина. Чуть позже выходит «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Многие тогда посчитали, что всё: теперь власти сказали правду о блокаде.

В этих книгах действительно говорилась большая часть правды. Там писали о голоде, о невероятных страданиях и многих других ужасах. И в Ленинграде, и в других городах возник культ Ольги Берггольц как невероятно страдавшей женщины — что чистая правда — такой ленинградской Мадонны. Это всё шло в общем тренде 1960-х годов рассказать правду о войне: «лейтенантской прозе», замечательных фильмах, созданных в противовес официозным, вроде «Освобождения». Это всё привлекало людей. И, может, в какой-то мере на этом играла власть. Мол, вот вам страдания народа, советских людей, — мы ничего не замалчиваем, говорим, как всё было ужасно.

Блокадный хлеб, порция на одного человека. Музей блокады Ленинграда

Фото: Wikipedia / George Shuklin

Но в истории блокады до сих пор остаются лакуны, куда невозможно ступать. А если ступаешь — то держись: это то, что произошло с «Дождём», что случилось с фильмом «Праздник». Так что [главные] вопросы здесь остаются неотвеченными: почему второй город по значению в стране оказался настолько незащищён и из-за чего его тогда не сдали? И у меня на них нет однозначного ответа, но это, во всяком случае, очень правильная тема для обсуждений.

Почему несколько миллионов людей обрекли на такие страдания?

Вот Ольга Михайловна Фрейденберг, чей дневник «Осада человека» ещё не опубликован полностью, она в нём пишет: «Это вина двух людоедов: Гитлера и Сталина».

— Здесь не могу не вспомнить конспирологическую теорию: что Сталин намеренно устроил голод в Ленинграде из-за личной неприязни к жителям города. С другой стороны, некоторые даже антисталинские историки утверждают, что всё это домыслы — специально в Кремле морить ленинградцев не хотели, всё это следствие неверного планирования войны…

— Мне это кажется куда более реалистичным. Мы, понятно почему, можем предположить любые ужасные мысли в голове Сталина. Но любые концепции, просталинские или антисталинские, должны быть чем-то подтверждены.

Я не знаю никаких источников, вплоть до устных рассказов, где бы говорилось, что Сталин хотел заморить Ленинград. Вообще, с этого города начался Большой террор, репрессии на него обрушивались и до, и после войны. Зачем тогда Сталину было дополнительно устраивать голод в Ленинграде? Он что, специально туда немцев подпустил? Я совершенно не собираюсь оправдывать Сталина, просто такая постановка вопроса мне кажется необоснованной.

Иосиф Сталин и партийный глава Ленинграда Андрей Жданов у гроба Сергея Кирова, 6 декабря 1934 года

Wikipedia.org

Но здесь есть ещё одна важная вещь, касающаяся пропаганды. Когда они вспоминают про Ольгу Берггольц, про Таню Савичеву, про блокадный паёк, они говорят правду. Но вывод дальше делается совершенно людоедский, абсолютно самоубийственный. Так же, как и во времена Сталина, только с некоторыми поправками, воспевается героизм. О блокаде говорится как о великом проявлении героизма, а не великой трагедии.

Поэтому для пропаганды нельзя разбираться, кто виноват. Причём тут это? Ей надо воспевать храбрых ленинградцев.

Ей надо прославлять голодных людей, которые шли через весь город на работу, не сдавались, держали себя храбро. Конечно, так себя вели не все — были и те, кто вели себя подло. Но о них говорить нельзя, это будет пятнать память о подвиге. Нельзя говорить ни о [первом секретаре Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрее] Жданове и его окружении, которые вели вполне сытую жизнь, о тех, кто спекулировал карточками, кто наживался на соседях.

Ведь ленинградцы жили тогда в невероятном стрессе, часто слабели. Потеря карточек была невероятно распространённой вещью. Получить новые представлялось почти невозможным: [власти] никому не верили, полагали, что все обращения к ним — жульничество. Это много описано в самых разных дневниках: что вся советская бюрократия в осаждённом городе сохранялась, что измождённым людям приходилось бить пороги, унижаться перед очередным секретарём — и всё равно ничего не получить. И НКВД в те дни по-прежнему работал в Ленинграде, тоже какие-то контрреволюционные заговоры раскрывал.

https://www.youtube.com/watch?v=2Mr_ckGQ7NE&ab_channel=TamaraEidelman

Здесь вспоминаю фронтовые мемуары Николая Никулина, сражавшегося как раз под Ленинградом. Главная его идея в том, что на людей командованию было вообще наплевать: бросают и бросают в бой человеческое мясо. Там много страшных описаний, как люди даже не гибли в бою, а просто замерзали насмерть в сугробах, а на следующий день их сменяли новые. Смысл в том, чтобы просто забить дорогу трупами, не дать продвинуться [немецким] войскам. И вот в этом — сталинское отношение к людям, в тылу и на фронте. И вот в этом — подлость, и вот об этом надо говорить. Но это совсем не вписывается в приятное пропаганде воспевание подвига.

Красноармейцы в окопах под Ленинградом, сентябрь 1941 года

Фото: Wikipedia / Vsevolod Tarasevich

Мне такая пропагандистская картинка никогда не нравилась. Но последние два года… Я вижу, как это накопилось, чем это обернулось в нашем сегодня. Человеческая жизнь ничего не стоит, ты должен быть как Зоя Космодемьянская, как эти придуманные 28 панфиловцев, ты должен отдать свою жизнь. А ведь если ты готов отдать свою жизнь — то ты и чужие можешь забирать легко. И это то, что мы видим сейчас на фронтах войны против Украины.