Генералы НРА Китая после Северного похода. Третий справа - Чан Кайши

Генералы НРА Китая после Северного похода. Третий справа - Чан Кайши

Википедия

Давайте вернемся к вопросу о роли личности в истории Китая. Вдова Сунь Ятсена (который мог бы начать резать коммунистов, если б не умер) Сун Цинлин перешла на сторону коммунистов, советских и китайских, в решающей степени потому, что питала личную антипатию к Чану. С другой стороны, Кремль продолжал делать ставку на Чан Кайши, помогая ему оружием, военными специалистами и деньгами вплоть до «шанхайской резни» («контрреволюционного переворота») в апреле 1927 года. А главный советник Гоминьдана Михаил Бородин со товарищи, получается, своим поведением и действиями спровоцировали «шанхайскую резню». То есть получается, что какие-то «личности» в авторитарных или тоталитарных странах очень даже делали — и делают — погоду.

— Да, действительно, роль личности в истории колоссальна. Личность играет огромную роль, и, кстати говоря, не только в авторитарных и тоталитарных странах, но и в демократических странах. И никаких противоречий здесь нет. И я во многом именно поэтому стал писать биографии крупнейших деятелей китайского революционного движения, чтобы понять, насколько каждый из них воздействовал на развитие революционного движения в том или ином направлении. Так что, еще раз говорю, никаких противоречий здесь нет.

Главный советский советник в гоминьдановском Китае в 1924–27 гг. Михаил Бородин

Public Domain

Да, Коминтерн оказывал огромную поддержку Чан Кайши, но не до апреля 1927 года. Дело в том, что левые — Ван Цзинвэй и другие в руководстве Гоминьдана, а также главный политический советник ЦИК Гоминьдана Михаил Бородин — питали не только в политическом отношении ненависть к Чан Кайши, но и во многом личную неприязнь к нему. Особенно это чувствовалось у Ван Цзинвэя. Здесь имели место и земляческие различия: Ван Цзинвэй был уроженцем Гуандуна, а Чан Кайши — уроженцем Чжэцзяна. Они, собственно, говорили на разных диалектах. И поскольку революционное движение развивалось, прежде всего, на юге, в провинции Гуандун, то есть в вотчине Ван Цзинвэя, то Ван и другие южане с презрением относились к Чан Кайши еще и потому, что тот был чужаком.

Но огромную роль в том, что левые с презрением и недоверием относились к Чан Кайши, играл, конечно, и Бородин. Который посылал при этом еще и донесения и доклады в Москву, начиная где-то с конца 26-го года, о том, что Чан Кайши ненадежен, что Чан стремится установить свою диктатуру.

«Кто первый начал», кто все-таки оказался больше виноват в развале Единого фронта коммунистов и Гоминьдана? Вот версия Википедии: «В январе 1927 года при поддержке КПК и советских агентов Ван Цзинвэй перевёл правительство в захваченный НРА город Ухань и провозгласил его новой столицей. 3 марта 1927 года рабочие под предводительством Чжоу Эньлая подняли в Шанхае восстание, разгромив войска военного губернатора и его союзников. Рабочие заняли всю территорию Шанхая за исключением иностранных концессий». Именно после этих действий со стороны коммунистов Чан Кайши и начал готовить «контрреволюционный переворот».

— В Википедии, которую Вы цитируете, большая ошибка. В январе 1927 года Ван Цзинвэй не переводил правительство в Ухань, потому что его вообще не было в Китае в то время. Ван Цзинвэй 11 мая 1926 года через Гонконг уехал в Париж, якобы потому, что был болен. На самом деле он действительно страдал от диабета и вообще был очень больной человек. Но главной причиной того, что он уехал из Китая, были разногласия с Чан Кайши. И именно Чан Кайши вынудил его уехать из Китая после переворота 20 марта 1926 года, направленного как раз против левых и против советских военных советников. Во время событий 20 марта Бородина в Кантоне не было, он находился в Пекине. И когда вернулся, он еще какое-то время считал, что переворот Чан Кайши был вызван разногласиями внутри левых. И он даже писал в Коминтерн, что и Сунь Ятсен совершил бы то же самое, поскольку чересчур неправильно себя вели советские военные советники в отношении Гоминьдана и особенно гоминьдановских генералов, навязывали свою точку зрения, не учитывали их чувства.

Сунь Ятсен и Чан Кайши в период начала работы военной академии Вампу, 16 июня 1924 года

Wikipedia.org