Киев, Золотые ворота - памятник оборонного зодчества Древней Руси времён княжения Ярослава Мудрого

Киев, Золотые ворота - памятник оборонного зодчества Древней Руси времён княжения Ярослава Мудрого

Aleksander Lyskin/Global Look Press

Слова экс-президента независимой Украины Леонида Кучмы «Украина — не Россия» до сих пор вызывают бешенство великорусских шовинистов всех уровней и мастей. Последние, как известно, отказывают украинскому народу и Украине в субъектности. Как правило, делается это со ссылками на историю. Тут, в общем, ничего необычного. Такие пост-имперские реваншисты, как Гитлер и Муссолини, тоже оправдывали свои экспансионистские намерения ссылками на историю.

Не нравится цитата из Кучмы? Вот другая:

«Россия, не имеющая никакого отношения к Руси, и получившая свое название в лучшем случае в ХVІІІ веке, тем не менее — нагло претендует на историческое наследие Руси, созданной на 800 лет раньше. Однако Московская история пришита к истории Руси белыми нитками и полностью сфальсифицирована. В кровавом болоте московского рабства, а не в суровой славе норманской эпохи стоит колыбель России. Сменив имена и даты, увидим, что политика Ивана III и политика современной московской империи являются не просто похожими, а и тождественными… Россия порождена и воспитана в противной и униженной школе монгольского рабства. Сильной она стала лишь потому, что в мастерстве рабства была непревзойденной. Даже и тогда, когда Россия стала независимой, она и далее осталась страной рабов.»

Карл Маркс, «Разоблачения дипломатической истории 18-го века», Глава IV (оригинал «Free Press», London, 1856–1857), репринт «Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на английском языке» под ред. В.А. Смирнова, Б.Г. Тартаковский, т. 15, М., 1986)

Как известно, Маркс, обладавший энциклопедическими знаниями, в том числе, и в области истории, в уже не молодом возрасте специально выучил русский язык, в том числе и для того, чтобы исследовать российскую историю по первоисточникам. Конечно, сегодня можно приводить доказательства, что Маркс ошибся, что название «Росия», (с одним «с», как отсыл к Киевской Руси) изредка использовалось и прежде, но, во-первых, раньше конца XIV века это название по отношению к Московии не употреблялось, а во-вторых, это не имеет никакого значения. На наследство Киевской Руси кто только не претендовал, включая в свое время и Литву. У Московского княжества на это наследство прав было отнюдь не больше, чем у литовских князей.

Американского журналиста Такера Карлсона Путин, как мы помним, два часа мучил школьным курсом истории России. Основы этого курса были заложены во времена Российской империи. Через 20 лет после Октябрьской революции 1917 года с небольшими поправками эта имперская история России была восстановлена Сталиным в своих правах. Произошло это аккурат во времена крутого поворота господствовавшей до того в СССР идеологии интернационализма к великорусскому шовинизму. Поворот, напомним, сопровождался Большим террором 1937–1939 гг.

Конечно, на заявления Путина, Медведева и Кo. о том, что Украина — часть России, а украинцы — те же русские, можно не обращать внимания. Просто потому что субъектность любого народа определяется его собственным национальным самосознанием, а не тем, что о нем думают другие.

Например, руководители Турции периодически называют курдов «горными турками», стремясь таким образом лишить их национальной идентичности. И это притом, что в отличие от русского и украинского, которые хотя бы относятся к одной, славянской, группе языков, турецкий и курдский языки принадлежат не только к разным группам, но даже к разным языковым семьям (алтайской и индоевропейской соответственно).

Однако язык — далеко не единственное, что определяет национальную идентичность народа. Есть множество стран, народы которых вообще говорят на одном языке, но при этом не считают себя частью соседнего народа. Так, жители Египта, Туниса, Алжира, Мароко, Ирака и еще множества других азиатских и североафриканских стран говорят на арабском. Но это не означает, что они одна страна, один народ. И страны разные, и народы.

То же самое можно сказать о населении государств бОльшей части Южной и Центральной Америки. Зачастую и исторический путь этих государств, и в значительной степени этнический состав очень похожи. Большинство из народов этих стран говорят по-испански, а основу современного населения в них составили индейцы майя и испанские колонисты. При этом жители соседних Гондураса, Гватемалы или Мексики приведут вам множество аргументов в пользу того, что они — отнюдь не один народ, найдут целый ряд признаков не только особой гватемальской, гондурасской и мексиканской государственности, но и особых национальных черт жителей каждой из этих стран.

Но Путин — демагог изощренный. В качестве доказательства того, что русские и украинцы — один народ, он приводил в свое время такой довод: вон, дескать, посмотрите на мордву, этот народ состоит из двух частей, одна говорит на языке эрзя, а другая на языке мокша. Языки настолько разные, что они зачастую друг друга не понимают, но всё равно мы считаем их одним народом. Отличный довод, не правда ли? Для демагога — да. Для человека, придерживающегося научного подхода, пример с мордвой не выдерживает критики.

Языки эрзя и мокша, несмотря на то, что они относятся к финно-угорской группе, действительно сильно отличаются. Больше того, представители эрзя и мокши довольно сильно отличаются друг от друга даже внешне. Эрзя более светловолосые и голубоглазые, тогда как среди мокша преобладают темноволосые и кареглазые. Однако сам термин «мордва» исторически не имел к этим народам отношения, это экзоэтноним, то есть название, данное народу другими народами. Закрепился он как общее обозначение эрзя и мокша только в 1928 году, когда обсуждался вопрос о создании Эрзяно-Мокшанского округа. В итоге было «мудро» решено, что названия эрзя и мокша мало кому (из русских) известны, а потому новая автономия впредь будет называться Мордовией.

«Традиционно принято подразделять мордовский народ на две субэтнические группы — эрзю и мокшу, каждая из которых имеет свой литературный язык (эрзя-мордовский или эрзянский и мокша-мордовский или мокшанский, существенно отличающиеся друг от друга), особенности в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре. Кроме того, необходимо отметить, что мокша и эрзя обладают различным и чётко выраженным этническим самосознанием. Точно так же, как не существует общего для мордвы языка, не существует и общего для мокшан и эрзян самоназвания (эндоэтнонима). Название мордва является русским, то есть для мордвы — внешним (экзоэтнонимом) и самими мокшанами и эрзянами до сих пор воспринимается как русское слово»[i] (выделено автором).

[i] С.К. Белых. ИСТОРИЯ НАРОДОВ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА. Учебное пособие по курсу «Этническая история Волго-Уральского региона», Ижевск 2006.

Можно напомнить историю Норвегии, Швеции и Дании. Это очень близкие соседние страны. Населяют их потомки северогерманских племен, называвших себя когда-то викингами и говоривших на едином древнескандинавском языке. Больше того, Норвегия, Швеция и Дания несколько столетий были единым, по сути, федеративным государством. Потом решили разойтись. Общая история, близкородственные языки и народы, общая религия (лютеранство) и культура. И ничего. Решили разойтись — и разошлись. И никто никого присоединять силком не собирается.

В этой связи на «исторические» изыскания Путина и остальных российских шовинистов можно было бы не обращать внимания, хотя бы на том основании, что

украинцы сами себя считают отдельным славянским народом, а не частью русского народа.

Всеми серьезными лингвистами и филологами украинский язык признается самостоятельным языком, а не диалектом русского. В украинском языке множество слов, которых нет в русском. Скажем, по-украински «спасибо» — дякую, «любимая» — коханая, «мечта» — мрія, «перемены» — змины и так далее. В украинском шесть падежей, в русском только пять. В украинском сохранились коренные восточно-славянские названия месяцев, которые утрачены в русском: вересень, листопад, грудень, січень, лютий (сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль) и прочие.

Но дело не только в различиях языков и культур украинцев и русских. При желании можно найти и сходства. Больше того, было бы странно не найти их у двух славянских народов. Речь в данном случае о другом. Даже хрестоматийная российская история при ближайшем рассмотрении работает против имперских мифов Кремля. И в благородном деле очистки истории двух стран, как ни странно, нам поможет никто иной, как сам Путин. В своем нашумевшем интервью Карлсону он произвел замечательную выжимку российско-имперских мифов, тем самым сильно упростив нам работу.

«Смотрите, с чего начались наши отношения с Украиной, откуда она взялась, Украина? Российское государство стало собираться как централизованное, это считается годом создания Российского государства — 862…»

На деле, ни нынешнее российское государство — Российская Федерация, ни его предшественник — СССР, ни Российская империя, ни Московское царство к дате «862 год» никакого отношения не имеют. 862 год — это дата призвания новгородцами варягов во главе с Рюриком. Знаем мы об этом событии из хрестоматийной имперской истории России, которую с прилежностью школяра периодически цитирует Путин. Базой этой истории является «Повесть временных лет» (ПВЛ) — один из немногочисленных письменных источников раннего русского Средневековья. Другой такой подробно расписанной хроники, повествующей о возникновении Руси от Адама (буквально!) до того времени, когда этот текст писался, то есть до начала XII века, мы к сожалению, не располагаем.

В отличие от Путина, серьезные исследователи относятся к этому источнику с осторожностью, учитывая а) его предвзятость (как известно, летописи и хроники писались или, как минимум, редактировались стоявшими у власти князьями и королями), и б) традиции эпохи, во времена которой он создавался. Дело в том, что многие средневековые хроники (а «Повесть временных лет» как раз к ним относится) имеют тот недостаток, что их авторы-монахи находились под давлением не только светских, но и церковных властей. В связи с этим христианские хронисты того времени, включая и полулегендарного автора ПВЛ Нестора (хотя ряд исследователей, в частности, доктор исторических наук Алексей Толочко, склоняются к тому, что эта летопись была завершена в 1116 году игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром), пытались выводить историю своего княжества, королевства и народа прямиком от библейских персонажей.

По этой причине попытки Нестора вывести славян из колена сыновей израилевых, ничего кроме улыбки у серьезных ученых, конечно, вызвать не могут. Но это беда не только русской или украинской истории, а вообще многих европейских средневековых хроник. Например, английские историки называют эпоху раннего Средневековья «темными веками» и в силу скудости письменных источников того времени, и в силу их привязанности к библейской традиции.

Но что есть, то есть. Как было отмечено, других, более полных и ранних письменных источников по истории Руси IX-XI веков помимо «Повести временных лет» нет. Имеются еще отдельные замечания в работах арабских путешественников, западных хронистов и византийских авторов, но несмотря на их важность, они очень кратки и фрагментарны. Кроме того, совсем уж отбросить ПВЛ было бы неверно, поскольку некоторые упомянутые в ней события раннего средневековья Руси прямо или косвенно подтверждаются другими источниками.

Так, хрестоматийное «призвание варягов» новгородцами в 862 году в истории Норвегии совпадает с эпохой короля Харальда I, создавшего первое централизованное государство в этой стране. По этой причине многие прежде независимые норвежские ярлы и конунги были вынуждены искать счастья в других землях. Так что не исключено, что «призванный» новгородцами конунг русов Рюрик был одним из них.

О том, что русы — одно из северогерманских племен, в «Повести временных лет» говорится совершенно однозначно: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти».

Тут надо отметить, что современные русские (великороссы) сформировались как этнос на территориях прилегавших к Москве из трех основных этносов: финно-угорского, славянского и балтского. По данным современной археологии, славянское население на этих территориях появляется не раньше X века н.э. До этого времени никаких признаков славянской материальной культуры в городищах и погребениях на этой территории не обнаруживаются. В то время как Дьяковская культура (одни из самых известных ее археологических памятников находятся на территории музея-заповедника «Коломенское» в Москве), которую практически все исследователи соотносят с финским племенем меря, появилась здесь еще в V веке до н.э.

В X веке н.э. по реке Оке (юг нынешнего Подмосковья) расселяется славянское племя вятичей. Селятся они рядом с мерей и балтским племенем голядь. Одно из поселений голяди возможно находилось недалеко от современного московского Кремля в районе, который с XVI века стали называть Китай-город (вероятно от итальянского cittadelle — цитадель, так как в 1535–38 гг. строительством крепостной стены, окружившей этот район Москвы, руководил итальянец Петрок Фрязин). В Китай-городе, например, находится Подкопаевский переулок, название которого некоторые исследователи трактуют, как «место под капищем», то есть языческим святилищем, в данном случае, голяди.

Соответственно, современные великороссы ведут свое начало от трех племен: финнов-меря, балтов-голядь и славян-вятичей. Последних и их землю киевский князь Святослав присоединил к своему государству в 966 году, то есть, более чем через 100 лет после возникновения Киевской Руси. «Повесть временных лет» сообщает об этом событии лаконично: «В год 6474 (966 г.) вятичей победил Святослав и дань на них возложил».

Претензии нынешних россиян на Украину — это как если бы современные французы или немцы начали бы заявлять «Италия-наша» или «Рим — мать городов французских (немецких)» только на том основании, что когда-то римляне присоединили к своей империи Галлию и часть Германии.

Таких людей в этих странах несомненно отправили бы на консультацию в психиатрическую лечебницу. В России же те, кто утверждает: «Крым-наш», «Украина — это Россия» и «Киев — мать городов русских», стоят во главе государства.

Кстати, о фразе «Киев — мать городов русских». Она из того же источника, то есть из «Повести временных лет», и изначально имела совсем не тот смысл, который вкладывают в него великорусские имперцы. «Мать городов» — это буквальный перевод греческого слова метрополия (μήτηρ — «мать» и πόλις — «государство», «город»).

Этноним «русь» в IX-X веках, как мы уже показали, изначально означал северогерманское племя русов. Автор «Повести временных лет» подчеркивает это в нескольких местах. Так, после удачного похода на Византию в 907 году князь Олег приказывает: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные». Как видно из этих слов, русь и славяне здесь четко разделяются. Больше того, славяне, которые вместе с варягами-русами участвовали в этом походе, явно дискриминируются господствующим этносом. Паволоки — это прочный шелк, коприн — тоже шелк, но легкий. В результате паруса на ладьях славян вскоре были разорваны порывами ветра, что вызвало обиду последних: «..и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок».

Из этого отрывка мы видим, что славяне уже участвуют в походах русов на Византию, но их положение по отношению ко вторым еще подчиненное. Это подтверждается и составом делегации, которую Олег отправляет на переговоры в Константинополь в 912 году: «Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид». Как видим — ни одного славянского имени. В переговорах с византийским императором участвовали одни викинги. До подчинения Киевской Русью предков нынешних москвичей оставалось полвека.