
Роскомнадзор стал одним из символов государственной цензуры в России
Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press
Всё началась 22 апреля 2024 года.
В этот день на сайте российского издательского концерна «АСТ» появилось следующее сообщение:
«Издательство АСТ официально заявляет об остановке продаж, включая электронные версии, следующих изданий:
Владимир Сорокин — "Наследие"
Майкл Каннингем — "Дом на краю света"
Джеймс Болдуин — "Комната Джованни".
Данные книги были направлены на экспертизу Экспертного центра при Российском книжном союзе. Согласно заключению, эти произведения содержат информацию, запрещённую к распространению в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 6.21 КоАП РФ), и должны быть изъяты из продажи».
В тот же день данное сообщение было размещено на сайте издательства «Corpus», являющегося составной частью «АСТ». Поскольку все три упомянутые в нём названия книг были выпущены именно этим издательством, было бы странным, если бы оно обошло сей факт молчанием. Оно и не обошло, продублировав официальное заявление начальства корпорации и сопроводив его собственным комментарием:
«Сегодня был снят с продажи роман Владимира Сорокина "Наследие", о чём издательство АСТ, куда входит и "Corpus", выпустило официальное заявление. Комментировать тут особенно нечего, вы и сами всё знаете и понимаете. Спасибо, что читали и читаете. Мы знаем, что вас много».
По прошествии суток, то есть 23 апреля, на сайте «Corpus’» появилось ещё одно извещение на ту же тему:
«В издательство АСТ поступило предостережение от Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г. Москвы "о недопустимости нарушения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, об информации, информационных технологиях и о защите информации" относительно романов "Маленькая жизнь" Ханьи Янагихара (выпускается с 2016 года) и "Песнь Ахилла" Мадлен Миллер (выпускается с 2019 года). В документе сказано: "Из краткого содержания указанных выше романов, содержащихся в интернет-сетях общего пользования, следует, что в последних речь идёт о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений и предпочтений". На основании этого издательство АСТ приостанавливает продажу указанных книг до получения полного экспертного заключения».
Итого: в течение двух суток из продажи были изъяты пять книг, выпущенных издательством «Coprus» в период с 2016-го по 2023 годы — четыре переводные и одна написанная на русском языке.
Российская окололитературная среда напряглась на предмет того, что последует далее. Не последовало, однако, ничего. Ни на следующий день, ни через два дня, ни через три. Вплоть до начала в путинской России так называемых «длинных первомайских выходных» начальство издательского концерна «АСТ» — и, как следствие, дирекция издательства «Corpus» — никаких новых уведомлений подобного типа не публиковали.
Итак, российские издательства начали изымать из реализации книги по требованию каких-то абсолютно некомпетентных в вопросах книгоиздания и ни малейшего отношения к издательскому делу не имеющих структур. Означает ли этот факт, что в стране введена официальная государственная цензура?
Эхехе...
Остается только понадеяться, что слова автора про скорый крах путинизма сбудутся. Как бы эта вакханалия очередных упырей не затянулась на очередные 70 лет. Наступание на грабли - национальная расеянская забава.
Ну, и можно придраться к фразе "идеологическая цензура": есть ли у путинизма идеология - вопрос очень спорный.
И о том, что какие-то проходимцы из какого-то там икспердного совета обладают такими полномочиями, так ничего ж нового. Какая-то блондинка по фамилии Мизулина и какой-то стукач по фамилии Бородин уже давно ведут сходную по полномочиям (в противовес полнейшей своей ничтожности) "работу".
Никакими полномочиями ни этот дурацкий совет, ни Мизулина, ни Бородин не обладают.
<<В российское книгоиздание возвращается государственная цензура>>
Да что ж это такое. Опять кликбейт? Никаких доказательств кроме мнения << Александра Гаврилова, соучредителя недавно образованного эмигрантского издательства «Vidim Books»>>, уверения автора <<У меня нет ни малейших сомнений>> и прямого вранья <<А полномочия — ого, какие! >> Куда R катится?
А вы, мсье, не меняетесь: то ли вчера с Луны свалились, то ли прикидываетесь идиотом (интересный вопрос: зачем?), то ли и вправду им являетесь (уж извините, но слов из песни не выкинешь).
Вместо чтоб лозунгами говорить и провоцировать меня на ответные оскорбления - докажите что я не прав. Итак - где в тексте доказательства, что <<В российское книгоиздание возвращается государственная цензура>> - кроме тех смешных что я привёл?